Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных
навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт
социально-педагогической деятельности по формированиюСтраница 6
Для изучения уровня связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового связного текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картинке или без наглядного материала.
В первом случае ученикам предлагают послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записываются и анализируются по следующим показателям:
Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.
Структурирование текста – умение последовательно и правильно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста).
Лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными.
Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов (условно).
2 балла – правильное воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа, использование авторских слов и своих точных словозамен, наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельное пересказывание.
1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие нарушений логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок.
0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные неоправданные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высшему уровню воспроизведения текста;
свыше 6 баллов – среднему уровню;
меньше 6 баллов – низкому уровню.
При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную младшим школьникам по содержанию и средствам изобразительности. Ученикам предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить небольшой рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивается по следующим параметрам:
Целостность – единство темы.
Последовательность и структурное оформление.
Связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, несвязанных или формально связанных между собой.
Развернутость рассказа, его объем – измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений.
Самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов.
Плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи младших школьников.
Таблица 2 - Характеристика функционально смысловых типов связных высказываний
Тип речи |
Функции связных высказываний |
Структура связного высказывания |
Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
Описание |
Характеристика предметов, явлений природы, людей |
Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая завершающая фраза, оценочное отношение к объекту (структура «легкая», вариативная) |
Лексические и синтаксические средства направлены на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др. |
Повествование |
Изложение событий во временной последовательности, передача развития действия или состояния предметов |
Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая) |
Средства, передающие развитие действия: видо-временные глагольные формы, лексика, обозначающая время, место, образ действия, слова для связи предложений (личные местоимения, слова: потом, раньше, теперь и др.) |
Рассуждение |
Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо |
Тезис, доказательства, вывод-заключение |
Способы выражения причинно-следствен-ных отношений: придаточные предло-жения с союзом «потому что», глагольные словосочетания, предлоги, вводные слова. |
Зависимость морально-психологического климата коллектива от особен-ностей
личности и стиля деятель-ности руководителя. (на
основе анализа литературы по теме исследования)
Организация коллектива – мощный рычаг управления, потому что он создаёт энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Удачливые руководители вкладывают много сил и умений в попытки создать в коллективе такой климат, который благоприятствовал бы достижению результатов позволял бы наступать на проблемы и осущ ...
Клинические аспекты нарушения когнитивных функций при шизофрении
Диапазон расстройств, свойственных шизофрении, очень широк. В зависимости от степени прогрессирования болезни они могут быть менее или более резко выражены.
Весьма характерны для шизофрении разнообразные расстройства мышления. «Отмечается утрата целенаправленности, последовательности, логичности мышления, его разорванность, нередки нап ...
Особенности общения застенчивых детей со взрослым
Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте ск ...