Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт социально-педагогической деятельности по формированию
Страница 5

Материалы » Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра » Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт социально-педагогической деятельности по формированию

2. Попросить ребенка прочитать стихотворение, которое нравится, если ребенок запинался, вспоминал, можно повторить «как на концерте».

Цель: определить качественные характеристики речевого голоса (диапазон, тембр, выразительность, силу, полетность), проверить дикцию, артикуляцию.

3. Вспомнить любимую скороговорку (если не знает, предложить повторить). Рассказать ее три раза подряд в разных темпах: начать с комфортного и постепенно ускорить.

Цель: определение дикционных и артикуляционных трудностей.

4. Определение правильности произнесенной или написанной педагогом знакомой пословицы, поговорки или стихотворения.

Цель: определение наличия способности к слуховому и структурному анализу речевого построения.

Полученные результаты были зафиксированы на карточке каждого участника.

Обследование особенностей речевого развития проводилось по следующему плану (в соответствии с планом групповых и индивидуальных занятий фольклорной группы):

1) обследование состояния артикуляционного аппарата: нет ли явно выраженной патологии губ, языка, зубов и т.д.; проверка подвижности губ, языка, мимических мышц через выполнение разнообразных движений вслед за педагогом или по словесной инструкции;

2) обследование состояния мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус) через выполнение элементарных движений (нахмурить брови, надуть или втянуть щеки, зажмурить глаза по очереди, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет, высунуть язык «лопаточкой», «иголочкой», и т.п.) или создание эмоциональных «масок» (удовольствие, «лимон», страх, радость, и т.п.).

3) при чтении стихотворения отмечаются особенности звукопроизношения, чувство ритма, качественные характеристики речевого голоса, интонации, а также невербальные средства выразительности;

4) обследование активного словаря через работу с текстами, синонимическими, антонимическими рядами и т.д.

- называние предметов и дополнение тематического ряда,

- определение обобщающих слов,

- употребление синонимов и антонимов при описании предметов, качеств, действий,

- игра «Все наоборот» (Скажу я слово «далеко», а вы мне слово - .(«близко»). Скажу я слово «высоко», а вы мне слово - .(«низко»)).

Результаты оценивались по трехбалльной шкале:

3 балла - высокий уровень - упражнение выполнено правильно, объем словаря соответствует возрасту;

2 балла - средний уровень - наблюдаются затруднения в подборе слов (антонимов, синонимов, родственных слов и т.п.);

1 балл - низкий уровень - упражнение не выполнено.

Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используют наблюдения за свободным общением детей, обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

Таблица 1 - Критерии оценки уровня коммуникативных умений

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Результаты исследования социальных представлений студентов о карьере. Социальные представления о карьере у студентов 1 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики. Таблица 3 - Результаты описательной статистики Показатели Кол-во респон. Ср ...

Психофизиолгические особенности темперамента
Первая попытка разделить людей по темпераменту на группы принад­лежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием про­порций '"жизненных соков" тела: крови (сангвис), слизи (флегма ...

Особенности межгрупповых конфликтов
Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует ог­ромное множество. Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют: • группы, возникающие на основе разделения труда (соци­ально-профессиональная д ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru