Глава IV.
Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни.
Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование даже мыслям и снам человека, раскрывающим скрытые мотивы, комплексы и страхи человека.
Не исключение ошибочные действия, совершаемые человеком. На первый взгляд всего лишь невинные оговорки, они таят в себе скрытый смысл, невысказанные желания или страхи. Многие люди не склонны принимать их всерьёз, считая это мелочью. Сам же Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» говорил: «Психоанализ не может похвастаться тем, что никогда не занимался мелочами». Именно маленькие бессознательные поступки в поведении человека помогут составить правильную картину анализа.
Если рассматривать ошибочные действия, то в первой группе их насчитывается четыре типа: оговорки, описки, очитки и ослышки, В основе другой группы лежит забывание, запрятывание и затеривание какого-либо предмета. Также сюда можно отнести ошибки заблуждения (значения терминов см. Приложение 3). Самыми интересными и примечательными считаются оговорки. Фрейдом не принимается во внимание фактор усталости, отвлеченности на другое или волнения, когда внимание человека рассеяно. Фрейдом доказано, что «ошибочные действия и забывание проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы, разве что им припишут это волнение после сделанного ошибочного действия, но сами они его не испытывали». Также оговорки могут быть спровоцированы рядом факторов (например, внушение).
Ещё до выхода в свет первой работы Фрейда ошибочные действия были подробно описаны докторами Мерингером и Майером в 1895 году. Сюда входят искажения слов – предвосхищения, отзвуки, смешения и пр. Но их объяснения Фрейду показалось недостаточно, и он решил дополнить уже существующую схему оговорками на основе схожести звуков, влияния словесных ассоциаций.
Часто случается, что поэт пользуется оговоркой как выразительным средством. Например, цитата из «Венецианского купца» У. Шекспира:
«Две половины у меня: одна
Вся вам принадлежит; другая – вам.
Мне – я сказать хотела; значит, вам же, -
Так ваше все! »
В повседневной жизни оговорки иногда не менее точно выражают истинный смысл высказывания, то, о чем думал и, возможно, подавлял в себе автор высказывания. «Они [ошибочные действия] не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Но каким образом можно убедиться в существовании двух соперничающих намерений? Фрейд назвал первое нарушенным, куда прокрадывается ошибка, а второе – нарушающим. Обычно человек, совершивший ошибочное действие, знает и признает нарушенное намерение. А вот нарушающее он осознать не всегда в состоянии, особенно если оно всего лишь немного исказило суть нарушенного намерения.
Пример искажения, данный в лекциях З.Фрейда – профессор, критиковавший преподававшего до него человека, выразился следующим образом: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника». Сразу становится ясным его отношение к этому человеку. Даже несмотря на то, что он позже поправился, сказав «неспособен».
Иногда человек попросту боится выдать чем-то свои намерения, рассказать о них. Позже, разговаривая на схожие темы, ему вспомнится его страх и все силы он употребит на молчание, но вдруг обязательно скажет то, чего боялся.
В некоторых случаях человек, стараясь запомнить нужную дату, имя или день встречи, безнадежно забывает их и вспоминает только тогда, когда уже поздно. Та же самая ситуация может произойти с любым предметом. К примеру, одна девушка давно мечтала получить медаль на конкурсе. Отправившись на конкурс с подругой, она замечает, что подруга составляет её серьезную конкуренцию. Когда подруга получила, она попросила девушку подержать ее у себя. Через некоторое время девушка, приехав домой, обнаружила в своем чемодане медаль за победу.
Это яркий пример непроизвольного забывания и запрятывания вещей. Девушка не хотела красть медаль, она просто забыла отдать медаль обратно, а может быть, просто забыла куда положила её. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять мотивы ее поступка, хоть и бессознательного – желание иметь медаль.
Подводя итог, можно сказать, что ошибки в речи, письме могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности в определенных условиях. А феномены «запрятывания» и «затеривания» могут быть обусловлены всего лишь невнимательностью. Но методы, предложенные З.Фрейдом, пролили свет на природу скрытых намерений, стоящих за нарушаемым действием.
Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология
индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и спо ...
Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на
познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.
Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа.
Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и к ...
Адаптация студентов к учебной деятельности
Обучение в вузе — сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.).
Нередко студенты поступают в высшие учебные заведения уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая под ...