Явления, изучаемые в психологии.
Страница 1

Материалы » Предмет психологии » Явления, изучаемые в психологии.

Как уже известно, существуют научная и житейская психологии.

Предметом психологии является психика живых существ во всем великом многообразии ее внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими проявлениями и процессами в центральной нервной системе; обусловленность психики социальными отношениями субъекта, роль его личностных качеств - все эти и другие психические феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые призвана научная психология. Это отграничивает её от физиологии, социологии и других дисциплин.

Теперь рассмотрим подробнее, что же изучает психология как наука. Представим в виде схемы основные понятия, которые изучает современная психология.

ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ

ВНУТРЕННИЕ(ПСИХИЧЕСКИЕ) ВНЕШНИЕ(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в следующей таблице. (Многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.).

Табл. 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

№ п/п

Явления, изучае-мые психологией

Понятия, характеризующие эти явления

1

Процессы: индивидуаль­ные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, инсайт, интроспекция, мотивация, мышле­ние, научение, обобщение, ощущение, па­мять, персонализация, повторение, пред­ставление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, само­внушение, самонаблюдение, самоконт­роль, самоопределение, творчество, узна­вание, умозаключение, усвоение.

2

Состояния: индивидуаль­ные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, депер­сонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуж­дение, переживание, понимание, потреб­ность, рассеянность, самоактуализация, са­мообладание, склонность, страсть, стрем­ление, стресс, стыд, темперамент, тревож­ность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

3

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценно­сти, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригид­ность, совесть, упрямство, флегматич­ность, характер, эгоцентризм.

4

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенче­ские)

Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, по­ступок, реакция, упражнение.

5

Состояния: индивидуаль­ные, внешние (поведенче­ские)

Готовность, интерес, установка.

6

Свойства: индивидуальные,

внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, ода­ренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолю­бие, эгоизм.

7

Процессы: групповые,

внут­ренние

Идентификация, коммуникация, конформ­ность, общение, межличностное воспри­ятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

8

Состояния: групповые,

внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поля­ризация, психологический климат.

9

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперни­чество, сотрудничество, эффективность де­ятельности группы.

10

Процессы: групповые,

внешние

Межгрупповые отношения.

11

Состояния: групповые,

внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

12

Свойства: групповые, внешние

Организованность.

Страницы: 1 2

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразност ...

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в семье
Воспитание - многоаспектный процесс совершенствования личности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность родителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов цен ...

Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. История вопроса
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В зтой связи большое значение приобретает изучение феномена ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru