Явления, изучаемые в психологии.
Страница 1

Материалы » Предмет психологии » Явления, изучаемые в психологии.

Как уже известно, существуют научная и житейская психологии.

Предметом психологии является психика живых существ во всем великом многообразии ее внешних и внутренних проявлений; корреляции между этими проявлениями и процессами в центральной нервной системе; обусловленность психики социальными отношениями субъекта, роль его личностных качеств - все эти и другие психические феномены подчинены определенным закономерностям, открыть которые призвана научная психология. Это отграничивает её от физиологии, социологии и других дисциплин.

Теперь рассмотрим подробнее, что же изучает психология как наука. Представим в виде схемы основные понятия, которые изучает современная психология.

ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ

ВНУТРЕННИЕ(ПСИХИЧЕСКИЕ) ВНЕШНИЕ(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в следующей таблице. (Многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.).

Табл. 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

№ п/п

Явления, изучае-мые психологией

Понятия, характеризующие эти явления

1

Процессы: индивидуаль­ные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, инсайт, интроспекция, мотивация, мышле­ние, научение, обобщение, ощущение, па­мять, персонализация, повторение, пред­ставление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, само­внушение, самонаблюдение, самоконт­роль, самоопределение, творчество, узна­вание, умозаключение, усвоение.

2

Состояния: индивидуаль­ные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, депер­сонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуж­дение, переживание, понимание, потреб­ность, рассеянность, самоактуализация, са­мообладание, склонность, страсть, стрем­ление, стресс, стыд, темперамент, тревож­ность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

3

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценно­сти, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригид­ность, совесть, упрямство, флегматич­ность, характер, эгоцентризм.

4

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенче­ские)

Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, по­ступок, реакция, упражнение.

5

Состояния: индивидуаль­ные, внешние (поведенче­ские)

Готовность, интерес, установка.

6

Свойства: индивидуальные,

внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, ода­ренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолю­бие, эгоизм.

7

Процессы: групповые,

внут­ренние

Идентификация, коммуникация, конформ­ность, общение, межличностное воспри­ятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

8

Состояния: групповые,

внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поля­ризация, психологический климат.

9

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперни­чество, сотрудничество, эффективность де­ятельности группы.

10

Процессы: групповые,

внешние

Межгрупповые отношения.

11

Состояния: групповые,

внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

12

Свойства: групповые, внешние

Организованность.

Страницы: 1 2

Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Типы родительских отношений
Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. ХХ в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ...

Межличностные конфликты в педагогическом процессе
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: · ученик — ученик; · ученик — учитель; · учитель — учитель. Конфликт «ученик — ученик». Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лиде ...

Ошибки, возникающие при профессиографическом анализе
Использование данных профессиографического анализа может способствовать совершенствованию механизма принятия решений по многим аспектам работы с кадрами, но, чтобы эта потенциальная возможность была реализована, в данных должно быть минимальное количество ошибок. Существуют три основных источника ошибок: база данных, интерпретация инфор ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru