Возрастные особенности формирования личности подростка
Страница 4

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Возрастные особенности формирования личности подростка

Самосознание проходит совершенно особенный этап в старшем подростковом возрасте.

На решающее значение перспективных целей для психологической структуры и поведения, обратил внимание ещё К. Левин. В своём топологическом учении о личности он доказывал, что цели, которые ставит перед собой человек, намерения, которые он принимает, являются своеобразными потребностями, не отличающимся по своей силе от истинных потребностей. И чем более широким является “жизненное пространство”, в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдалённые цели. Ценностные ориентации субъекта на эти будущие цели подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции и моральное состояние субъекта.

Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремлёнными, а следовательно, внутренне более собранными и организованными. Они как бы обретают волю. Недаром Л.С. Выготский говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей.

Целенаправленность возникает и в связи с мотивами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельности или с необходимостью поддержать семью, какого либо из близких людей и пр.

Вообще, любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия.

Идеальное предвидение результата называется целью. Цель – исходный компонент деятельности. Цель придаёт смысл активности субъекта, инициирует его энергии, обогащает содержание жизни.

Цель — это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определённые объекты.

Противоречивость переживаний свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщённым формам, содержащими идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действие в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал для того, чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего “Я”. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями из прошлого и сегодняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с этой, но в них есть общее — они связаны со стремлением к творчеству. Идеал, как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по её построению. Этот одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей.

Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших переживаний, отражающих реальность усилий по организации и осуществлению жизни.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в социальной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения первой системы.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремлённости у человека, что требует определённых мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели, подборе средств для её достижения и при выполнении задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что как правило, мы обращаем внимание на те предметы и явления, которые вызывают у нас определённые чувства. Желание добиться, достичь чего-либо, так же связано с нашими чувствами.

В подростковом возрасте меняется характер учебной, физической, трудовой, общественной деятельности. Наряду с более высокими требованиями к поведению и деятельности подростков, очень часто у взрослых существует прямо противоположная тенденция: сохранить над подростком ту же власть, какая была у них по отношению к младшему школьнику; стремление постоянно руководить им, лишать самостоятельности и свободы. Последнее вызывает у подростков аффективные реакции протеста, упрямства и даже бунта против родителей, что препятствует воспитанию и формированию волевых черт личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Методы и методики исследования
1. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин). Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человек ...

Биография Дейла Карнеги
Имя Карнеги у нас настолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фонд Карнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самом деле в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека — сталелитейного магната Эндрю Карнеги. В начале ХХ века он был одним из богатейших людей Америки и в ...

Методы психологической помощи больным и коррекции течения заболевания. Деятельностный подход в психокоррекции больных
Рассмотрение психологической структуры шизофрении (позиция патопсихологического синдрома шизофренического дефекта) позволяет обозначить главные принципы коррекции и адаптации больных: недостаточность одних психических компонентов может восполняться за счет других, более сохранных. «Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции деяте ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru