Возрастные особенности формирования личности подросткаСтраница 4
Самосознание проходит совершенно особенный этап в старшем подростковом возрасте.
На решающее значение перспективных целей для психологической структуры и поведения, обратил внимание ещё К. Левин. В своём топологическом учении о личности он доказывал, что цели, которые ставит перед собой человек, намерения, которые он принимает, являются своеобразными потребностями, не отличающимся по своей силе от истинных потребностей. И чем более широким является “жизненное пространство”, в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдалённые цели. Ценностные ориентации субъекта на эти будущие цели подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции и моральное состояние субъекта.
Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремлёнными, а следовательно, внутренне более собранными и организованными. Они как бы обретают волю. Недаром Л.С. Выготский говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей.
Целенаправленность возникает и в связи с мотивами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельности или с необходимостью поддержать семью, какого либо из близких людей и пр.
Вообще, любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия.
Идеальное предвидение результата называется целью. Цель – исходный компонент деятельности. Цель придаёт смысл активности субъекта, инициирует его энергии, обогащает содержание жизни.
Цель — это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определённые объекты.
Противоречивость переживаний свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщённым формам, содержащими идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действие в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал для того, чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего “Я”. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями из прошлого и сегодняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с этой, но в них есть общее — они связаны со стремлением к творчеству. Идеал, как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по её построению. Этот одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей.
Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших переживаний, отражающих реальность усилий по организации и осуществлению жизни.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в социальной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения первой системы.
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремлённости у человека, что требует определённых мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели, подборе средств для её достижения и при выполнении задуманного действия.
Связь воли и чувств выражается в том, что как правило, мы обращаем внимание на те предметы и явления, которые вызывают у нас определённые чувства. Желание добиться, достичь чего-либо, так же связано с нашими чувствами.
В подростковом возрасте меняется характер учебной, физической, трудовой, общественной деятельности. Наряду с более высокими требованиями к поведению и деятельности подростков, очень часто у взрослых существует прямо противоположная тенденция: сохранить над подростком ту же власть, какая была у них по отношению к младшему школьнику; стремление постоянно руководить им, лишать самостоятельности и свободы. Последнее вызывает у подростков аффективные реакции протеста, упрямства и даже бунта против родителей, что препятствует воспитанию и формированию волевых черт личности.
Исследование индивидуальных особенностей памяти
отечественными и зарубежными исследователями.
Интерес к проблеме памяти проявляется в древности. Платона и Аристотель осмысливали эти вопросы с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма, на которой запечатляются происходящие события.
Проблеме развития памяти уделялось внимание советскими и зарубежными психоло ...
Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда
За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти не ...
Выводы
Проведена диагностика свойств темперамента, характера, особенностей уровня притязаний и самооценки, а так же уровня личностной и ситуативной тревожности. По результатам диагностики можно сделать следующие выводы. Главной особенностью личности Татьяны Владимировны является выраженное стремление к общению и взаимодействию. Эти особенности ...