Возрастные особенности формирования личности подростка
Страница 5

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Возрастные особенности формирования личности подростка

В этом возрасте именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым подросток всячески стремится. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах оказывается в ситуации выбора, что, как известно, составляет важнейший компонент волевого поведения. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще подростки ещё не достигают.

Знание этой специфики позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для построения всей системы воспитательных воздействий в этот трудный период детского развития.

Существует множество причин почему подростки испытывают трудности произвольного поведения:

а) у детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение;

б) подростки плохо умеют учитывать последствия совершённых поступков;

в) подростки, как правило, не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния;

г) часто подростки в силу повышенной эмоциональности принимают намерения поступить так или иначе, под влияние владеющей им в данной ситуации эмоции. А затем, когда эта “ситуативная эмоция” ослабеет, ослабевает и намерение подростка выполнять принятое решение. Это следует учитывать при воспитании: поддерживать намерение подростка, вместо того, чтобы упрекать его в недостаточной силе воли;

д) точно также намерение может оказаться невыполненным, потому что, принимая его, подросток не умеет рассчитывать свои силы. Здесь так же взрослый может сыграть положительную роль, помогая подростку правильно рассчитать и распределить своё время.

Воспитание воли в подростковом возрасте должно идти в двух основных направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помочь им в преодолении тех специфических трудностей, с которыми они при этом встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнения. Во-вторых, надо направить внимание на своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, которые его обеспечивают.

В результате обобщения и укрепления целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления — возникает жизненный план. С другой стороны, идёт процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

Из мечты, где всё возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

Подростковый возраст — это время, когда ребёнок должен сам ставить цели и осуществлять их в действии. Целеполагание становится в этот период жизни важнейшим фактором условием общественного опыта. Именно формирование этого компонента деятельности обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева.
Иной в сравнении с изложенным вариант структурирования составных элементов модельного описания психического облика человека содержится в работах Б.Г.Ананьева. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие "индивид" имеет несколько толков ...

Проблема семейного воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в психолого-педагогических исследованиях. Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания с гиперактивностью - Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD) – является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ранее называли минимальной дисфункцией (ММ ...

Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской соц ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru