Возрастные особенности формирования личности подростка
Страница 2

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Возрастные особенности формирования личности подростка

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.

Претендуя на равные со взрослыми права, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений, романтических отношений.

Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребёнок интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.

Впрочем лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способы принимать на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Очень важно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включён ребёнок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями, сверстниками.

В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента “Я - концепции”. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения.

Помимо реального “Я”, “Я - концепция” включает в себя “Я – идеальное”. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличаются от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки стремятся развивать в себе желаемые качества.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному или самими идеалу. Чаще, вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

Способность подростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению, то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными. Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания.

Самооценка – механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа “Я”. Формирование самооценки зависит от умения учащихся не только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты.

Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе.

В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой.

Формирование специфически человеческих побудителей ставит человека в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью. Эти взаимоотношения характеризуются тем, что человек перестаёт лишь приспосабливаться к обстоятельствам, а начинает вмешиваться в эти обстоятельства, “творить” их, а также “творить” самого себя.

Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Знакомство
Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть своё имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем расс ...

Основные понятия и актуальность темы.
Семья характеризуется различными материальными (биологическими и хозяйственными) и духовными – нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими – процессами. Нас интересуют психологические особенности власти и зависимости в браке. Власть в данном случае будет означать склонность и привычку человека повелевать кем-то, распоряжат ...

Закономерности развития класса как психологической общности
Процесс развития коллектива является важным объектом психолого-педагогических исследований. Большой вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной з ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru