Возрастные особенности формирования личности подростка
Страница 1

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Возрастные особенности формирования личности подростка

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития (Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С. и т.д.). Удобнее всего будет взять за основу периодизацию Абрамовой Г.С., которая определяет границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы самопрезентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению “подросток”, называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.

Таким образом, рассмотрим подробнее особенности формирования личности подростка и процесс возникновения и развития самосознания и самоопределения подростка в т.ч. и профессионального.

Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость.

Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал в системе человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сопоставить своё поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализировать их, и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобы все относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненно переживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.

Ярко в характере подростков проявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь) и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев, стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливание воли. У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительных и преодолению отрицательных качеств. Однако, суждения его носят неглубокий характер, а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышенная возбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными, грубыми, невнимательными.

Личность подростка дисгармонична (считают А.И. Воробьёва, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн) Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.

Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная.

В ведущем типе деятельности ярче всего раскрывается личность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия тех или иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой они появляются и формируются.

Вот как характеризует подростковый возраст Э. Эриксон. Старший подростковый возраст и ранняя юность – период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Структурные методы.
Четыре структурных метода разрешения конфликта: q разъяснение требований к работе, q использование координационных и интеграционных механизмов, q установление общеорганизационных комплексных целей, q использование системы вознаграждений. Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункцион ...

Алкоголизм.
С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая ...

Методы влияния. Феномен манипулирования
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция [11], и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru