Возрастные особенности формирования личности подростка
Страница 3

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Возрастные особенности формирования личности подростка

Иногда подростки остро переживающие конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от её благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают школу, учёбу, их захватывает двор, улица, компании так же оторвавшихся ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.

Анализ самопрезентации показывает, что для старших подростков в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии и существенных различий между подростками старшеклассниками и подростками, стоящими на пороге юности нет. Вместе с тем сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной.

Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию “изнутри”. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях.

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение как профессиональное так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.

В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Самосознание — сложная психологическая структура включающая в себя во-первых, сознание своей тождественности (его первые зачатки возникают у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызываемые собственным телом), во-вторых, сознание собственного “Я” как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвёртых, определённую систему социально-нравственных самооценок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...

Восприятие у младенцев
В первые месяцы жизни ребенка мы можем лишь с достаточной долей сомнения говорить о существовании у него восприятия как сложной формы целостного отражения предметов реальной действительности (см. выше). Такое свойство восприятия как предметность, т.е. отнесенность ощущений и образов к предметам реальной действительности, возникает лишь ...

Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru