Этапы развития цветовой символики
Страница 1

Материалы » Цветовой профиль лиц и виктимное поведение » Этапы развития цветовой символики

Мы выделяем три основных этапа развития цветового символизма [5]. Но прежде, чем дать их характеристику, следовало бы ответить на вопрос, правомочно ли вообще говорить о развитии цветовой символики. Известно, что "принятым по умолчанию" доказательством того, что нечто развивается, есть сравнение разнесенных во времени образцов одного и того же объекта исследования. В случае цветового символа речь должна идти о сравнении его содержания в различные исторические эпохи.

Содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от историческо-культурного контекста. Приведем пример, используя данные, полученные в исследованиях В. Тэрнера [21]. Общим для первобытных народов древности и современности, а также ряда древних культур, в частности, древнеиндийской, В. Тернер полагает особенно высокую степень сакральности цветового символа. Цвет для них выражает мировые силы и начала "высшего" уровня.

Но вместе с тем, наша эпоха "изобрела" много такого, что не могло и присниться древним мудрецам. Что мы подразумеваем, говоря "красные", "белые", "зеленые", "голубые" и т.д.? Что они - земное лицо высших сил? Речь здесь тоже идет об идеях (вот почему в данных примерах цвет не является знаком, но символом), но идеях "частных", "низких", не вызывающих священного трепета.

Формально получается, что развитие цветовой символики есть ее регресс, обеднение, стирание первоначальных архетипических смыслов и замещение сиюминутным, преходящим, "земным". Очень много эклектичного, взаимоисключающего, "субъективного".

Но, как часто это бывает, упадок одного, есть обратная сторона прогресса другого. Такой обратной стороной, по нашему мнению, есть цветовая психодиагностика, развитие которой происходит в форме прогресса. Цветовой символизм должен потерять в определенной степени власть над умами людей, чтобы могла возникнуть цветовая психодиагностика. Но поскольку эта власть еще достаточно сильна, цветовая психодиагностика продолжает оставаться своеобразным практическим придатком символики.

В основу своей классификации этапов развития цветового символизма мы как раз и кладем степень сакральности, выражаемого посредством цвета содержания. В результате этого, возможна следующая классификация:

1. Космологический этап.

Цвет как символ главных мировых сил и начал. Датируется нами от начала использования цвета как символа и до "Античности", которая рассматривается как "переходное время" ко второму этапу.

2. Богословский (религиозный) этап.

Цвет как символ отдельных качеств высших сил, стихий, явлений. Цвет перестает полностью отождествляться с определенной силой или стихией. Ему отдается роль визуальной формы определенных качеств той или иной силы, которая, несомненно, больше, чем формы, в которых она себя проявляет (своеобразное цветовое иконоборчество). Переход к этому этапу разрешает те многочисленные противоречия, которые неизбежно возникают при однозначном отождествлении цвета и высшей силы. Датируется нами от "Античности" и до эпохи "Возрождения", которая, в свою очередь, также является временем перехода.

3. Социально-психологический этап.

Цвет становится символом социально-политических структур и самого человека, включая его отдельные свойства и качества. Уже уместно говорить о "цвете нации", соотносить цвет с возрастом и полом человека, его темпераментом и т.д. Основания для таких "ассоциаций" у различных авторов разные и нередко основываются на древних схемах символики, но главное уже случилось - цвет стал "вровень" с человеком (или так возвысил себя человек). Именно на этом этапе возникает цветовая психодиагностика как набор определенных принципов интерпретации отношения цвет - психика, которые в своем большинстве сохраняются и сейчас. Датируется нами от "Возрождения" до настоящего времени.

Что же то существенное в цветовой символике, благодаря чему на свет появилась цветовая психодиагностика и что, по нашему выражению, должно быть выплавлено, чтобы стать, по крайней мере, одной из составляющих научно теории цветовой психодиагностики? Мы считаем, что это принцип или "теория" соответствия.

"Теория соответствия"

Принцип соответствия - своеобразная аксиома нашего разума, которая нередко играет с нами злую шутку. "Безусловная" вера в то, что чему-то должно жестко соответствовать нечто другое, разоблачена, как "стереотип незрелого мышления". Его уравновешивает также свойственный нам релятивизм и личный опыт, позволяющий не поддаваться давлению очевидности и дифференцировать форму и содержание. Но коль скоро нам присущ подобный стереотип и мы "наивно" считаем, что большое - тяжелое, красное - горячее, а за добрые дела нам воздастся добром, стоит задуматься, действительно ли за этим ничего не стоит, кроме закономерных огрехов эмпирического познания?

Страницы: 1 2 3

Вывод
Как известно, постсоветское российское общество претерпело значительные изменения: утрачены прежние идеологические ориентиры, произошло резкое расслоения населения по уровню материального благополучия, повысилась мобильность людей и в то же время ослаб социальный контроль за их поведением. Возросли опасения, тревоги, страхи. Названые я ...

Страх мужчины перед умной женщиной
Новое тысячелетие привнесло в нашу жизнь много нового: это и разнообразие продуктов питания – поужинать равиоли сегодня не проблема, были бы деньги, и результаты научно-технического прогресса, которые есть практически в каждом доме, и демократическая литература любого жанра и на любой вкус, которую запросто можно найти в обычном книжном ...

Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию. Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru