Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции

Интенциональные характеристики дискурса тесно связаны с ситуацией и осуществляемой практической деятельностью и, вместе с тем, с личностной сферой коммуникантов. Закономерным развитием линии исследований в аспекте темы «дискурс и самопрезентация» служит изучение проявления личностных особенностей субъекта, черт темперамента и характера в речевой продукции.

Исследования этого вопроса проводятся Н.А. Алмаевым в русле разрабатываемой им психологической теории значения. С позиций этой теории значение понимается как характеристика любого переживаемого состояния психики, которое может выражаться в самых различных формах: вербальной, интонационной, музыкальной. Предпринимается попытка гомогенизации области изучаемых феноменов с помощью дескриптивных понятий, применимых к любому из подобных феноменов. В качестве основных выступают понятия интенциональных модификаций внутреннего времени сознания, психической энергии и др., опирающиеся на концепцию интенциональности в феноменологии Э.Гуссерля. С помощью разработанных дескриптивных характеристик строятся модели конкретных феноменов (грамматических значений; значений, связанных с высотно-темпоральными параметрами речи и пр.), которые затем проверяются эмпирически. [2, C. 13]

Применяя разработанные теоретические средства к исследованию проявления в речи психологических особенностей субъекта, Н.А. Алмаев сопоставляет результаты, получаемые различными, независимыми друг от друга методами. Им обоснован подход, который предполагает одновременное предъявление контент-анлитических и тестовых заданий, направленных на измерение одних и тех же конструктов. Актуальность такого направления исследований определяется тем, что шкалы контент-анализа не имеют тех средств проверки внутренней согласованности, которые существуют для шкал опросников, основанных на самоотчете.

В проведенном эмпирическом исследовании получены данные о величине и характере связи между результатами контент-анализа автобиографических рассказов и личностных опросников (тест TCI Клонинджера и ОФДСИ В.М. Русалова). Осуществлена оценка влияния на результаты психологических защит, регистрируемых тестом Плутчика-Келлермана.

Выполнение тестовых заданий - сложная и специфическая деятельность, результаты которой подлежат углубленному анализу с привлечением новых, в частности, психолингвистических средств. Вместе с тем, полученные результаты позволяют критически оценить практику использования контент-анализа в психодиагностике. Выясняется необходимость новых подходов и иных статистических показателей, нежели простая количественная выраженность контент-аналитических категорий в единицах текста. [1, C. 112]

В целом проведенные корреляционные исследования показали весьма низкую согласованность одноименных шкал контент-анализа и тестов при многообразии небольших, но статистически значимых и содержательно интерпретируемых связей между другими шкалами. Это свидетельствует о том, что одни и те же феномены по-разному проявляются в свободных рассказах и при заполнении тестов опросников .

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Перспективы психоаналитического направления в психологии личности
1. Психоанализ, как метод исследования и психотерапии. Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика. К методам психоанализа относится сравнительн ...

Трудности социальной адаптации младших подростков
В специальной литературе и на практике встречается использование категории «дезадаптированный» по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др. Де ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru