Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции

Интенциональные характеристики дискурса тесно связаны с ситуацией и осуществляемой практической деятельностью и, вместе с тем, с личностной сферой коммуникантов. Закономерным развитием линии исследований в аспекте темы «дискурс и самопрезентация» служит изучение проявления личностных особенностей субъекта, черт темперамента и характера в речевой продукции.

Исследования этого вопроса проводятся Н.А. Алмаевым в русле разрабатываемой им психологической теории значения. С позиций этой теории значение понимается как характеристика любого переживаемого состояния психики, которое может выражаться в самых различных формах: вербальной, интонационной, музыкальной. Предпринимается попытка гомогенизации области изучаемых феноменов с помощью дескриптивных понятий, применимых к любому из подобных феноменов. В качестве основных выступают понятия интенциональных модификаций внутреннего времени сознания, психической энергии и др., опирающиеся на концепцию интенциональности в феноменологии Э.Гуссерля. С помощью разработанных дескриптивных характеристик строятся модели конкретных феноменов (грамматических значений; значений, связанных с высотно-темпоральными параметрами речи и пр.), которые затем проверяются эмпирически. [2, C. 13]

Применяя разработанные теоретические средства к исследованию проявления в речи психологических особенностей субъекта, Н.А. Алмаев сопоставляет результаты, получаемые различными, независимыми друг от друга методами. Им обоснован подход, который предполагает одновременное предъявление контент-анлитических и тестовых заданий, направленных на измерение одних и тех же конструктов. Актуальность такого направления исследований определяется тем, что шкалы контент-анализа не имеют тех средств проверки внутренней согласованности, которые существуют для шкал опросников, основанных на самоотчете.

В проведенном эмпирическом исследовании получены данные о величине и характере связи между результатами контент-анализа автобиографических рассказов и личностных опросников (тест TCI Клонинджера и ОФДСИ В.М. Русалова). Осуществлена оценка влияния на результаты психологических защит, регистрируемых тестом Плутчика-Келлермана.

Выполнение тестовых заданий - сложная и специфическая деятельность, результаты которой подлежат углубленному анализу с привлечением новых, в частности, психолингвистических средств. Вместе с тем, полученные результаты позволяют критически оценить практику использования контент-анализа в психодиагностике. Выясняется необходимость новых подходов и иных статистических показателей, нежели простая количественная выраженность контент-аналитических категорий в единицах текста. [1, C. 112]

В целом проведенные корреляционные исследования показали весьма низкую согласованность одноименных шкал контент-анализа и тестов при многообразии небольших, но статистически значимых и содержательно интерпретируемых связей между другими шкалами. Это свидетельствует о том, что одни и те же феномены по-разному проявляются в свободных рассказах и при заполнении тестов опросников .

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей: 1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в п ...

Память как познавательный психологический процесс (виды, свойства)
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Существуют различн ...

Экстремальные ситуации и их психотравмирующий потенциал
Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Техногенные катастрофы: взрывы газа; а ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru