История и основные тенденции развития психологии в РоссииСтраница 4
Другая традиция отечественной научной психологии восходит к идеям В.В. Вундта. Яркой фигурой здесь явился Г.И. Челпанов – основатель Института психологии в Москве (1912г.) Экспериментальный метод – притом что Челпанов активно его пропагандировал,- оставался для него, тем не менее, второстепенным по отношению к самонаблюдению.
Научное противостояние различных направлений в психологии в после-революционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией науки на философию марксизма. Марксизм оказал серьезное влияние не толь-ко на отечественную психологию, но и на зарубежную, прежде всего, в силу заложенного в нем гуманистического потенциала. Именно этот аспект (но не программа перестройки общества) определил, например, позицию А. Адлера (защита «маленького человека») или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил, во многих отношениях, увидеть человека не как «робинзона», но деятеля, включенного в социальный мир, творящего его и творимого им. Первым отечественным психологом, провозгласившим перестройку психологии на базе марксизма, как программу развития науки, был К.Н. Корнилов.
Как теоретик психологии он пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной психологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология. Реактология рассматривала психологию, как науку о поведении. Реактология просуществовала до начала 30-х гг. XX в
Бихевиористских принципов придерживался в тот период, и выдающийся психолог и педагог П.П. Блонских, также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Рефлексологию, реактологию, взгляды раннего Блонского в литературе иногда называют «русский бихевиоризм». Эти направления сыграли выдающую роль в становлении объективных методов в психологии и представлялись очень привлекательными, с точки зрения возможности материалистического объяснения психических явлений. Как теории, они не получили существенного развития в отечественной науке, уступив место иным подходам.
Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30-е гг. XX в., стала культурно-историческая теория, разработанная Л.С. Выготским. Выготский в своих теоретических построениях также опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему, как к философскому учению, открывшему новые методы видения человека в мире, и принял его не как догму, а как основу для развития. Выготский один из основоположников советской психологии, внес вклад в разработку ее методологических основ.
Создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека, получившую дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитие высших психических функций
Диапазон его исследований широк: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и другие области. Все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой - проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев, с именем которого связано развитие теории деятельности. В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учи-теля, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским – проблеме деятельности. Если Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то Леонтьев ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы человека.
Психология — это область научного знания
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способност ...
Характеристика юношеского возраста
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции. К ним относятся особая подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоу ...
Вывод
Ценностные ориентации - осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях. ...