Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Страница 1

Этапы исследования:

1. Выявить типы родительских отношений.

2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

3. Обобщить и проанализировать полученные результаты.

Методики исследования:

2.2.1 Тест-опросник родительского отношения. (Приложение 1)

Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: Владос – пресс, 2001

Цель методики: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общения с ними.

2.2.2 Экспресс диагностика готовности к школе.

Авторы: Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов.

Методические рекомендации/ Под ред. Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова. – М., 1988.

Цель методики: изучить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.

Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение уровня личностного и умственного развития – задача дошкольного учреждения и школы.

Для этого из огромного количества методик были отобраны те, которые наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребенка.

Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированности которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения. Это:

· умение строить в адекватных системах обучения отношения со взрослыми;

· умение общаться со сверстниками;

· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Отношения со взрослыми:

К концу дошкольного возраста поведение ребенка становиться все более произвольным.

Наша цель – выявить уровень развития произвольности в общении с взрослыми. Это сделать можно разными путями. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывает, как ребенок воспринимает такой ситуации позиции взрослого, как понимает его «нелепые» вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети, психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросы взрослого и соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность» ответов, а не соблюдение игровых правил. В предлагаемом наборе функцию оценки уровня произвольности в общении со взрослым выполняет субтест «Запрещенные слова» (Приложение 10).

Отношения со сверстниками.

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками.

Определить уровень развития общения ребенка со сверстниками можно в наблюдении за его совместной с другими детьми деятельностью и игрой.

Конечно, эта задача не осуществима в ситуации тестового обследования. Поэтому родителям было предложено ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми» (Приложение 2).

Отношение к себе.

Третий компонент личной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чтобы определить уровень самооценки ребенка мы использовали методику «Какой Я?» (Приложение 3).

Интеллектуальная готовность

На основании вышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплекс следующие тестовые процедуры:

1. «Нелепицы»: Цель:установление эмоционального контакта с ребенком (Приложение 4).

2. Пространственно-арифметический диктант: Цель:

диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект – диагностика сформированность навыков счета в пределах 10 (Приложение 5).

3. «Последовательные картинки»: Цель:

диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика развития монологической речи (Приложение 6).

4. «Геометрические фигуры»: Цель:

диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект – диагностика знания ребенком названий геометрических фигур (Приложение 7).

5. «Аналогии»: Цель:

Страницы: 1 2 3

Наркомания.
Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней. Результаты соци ...

Происхождение слова "психология" и её история.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею про ...

Интерпретация рисунка
Рисунок расположен ближе к левой нижней части листа, это говорит о неуверенности, подавленности. Голова животного смотрит влево – склонность к размышлениям, боязнь перед действием, помнит события прошлого. Детали на голове: глаза узкие маленькие – это говорит об эмоциональном переживании; уши заостренные – заинтересованность в информа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru