Проявление фобо-обсессивного невроза

Материалы » Основы психосоциальной работы » Проявление фобо-обсессивного невроза

Навязчивые страхи (фобии от греч. fobos — страх), т. е. неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чуждые, необоснованные, нередко встречаются у детей школьного возраста (чаще после 10 лет) и подростков. Рудиментарные, незавершенные фобии (страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнения) описаны у детей раннего и преддошкольного возраста. Однако в этих случаях в связи с незрелостью самосознания отсутствуют переживание чуждости, чувство внутренней несвободы, активное стремление к преодолению страхов.

Навязчивые страхи в детском возрасте отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с определенной травмирующей ситуацией. Чаще всего это страх загрязнения и заражения (мизофобия), острых предметов (оксифобия), особенно иголок, закрытых помещений (клаустрофобия), транспорта, боязнь умереть от удушья во сне, от остановки сердца и т. д У подростков наряду с названными навязчивыми страхами нередко встречаются страх смерти близких, особенно матери, навязчивые опасения заболеть той или иной болезнью (нозофобия), например сифилисом (сифилофобия), раком (канцерофобия), тяжелой болезнью сердца (кардиофобия). Особую группу навязчивых страхов, свойственных подросткам, составляют опасения оказаться несостоятельными во время той или иной ответственной деятельности, например боязнь устных ответов в классе, страх других публичных выступлений, страх речи (логофобия) у заикающихся. К этой группе навязчивых страхов примыкают навязчивые опасения обратить на себя нежелательное внимание окружающих, с которым тесно связана боязнь покраснеть (эрейтофобия). Фобии несостоятельности во время той или иной деятельности, а также близкий к ним навязчивый страх подавиться плотной пищей или костью при еде составляют основу навязчивых переживаний при «неврозе ожидания»— варианте невроза навязчивости, который был выделен Крепелином.

Навязчивые страхи, как и другие навязчивости, характерны в основном для невроза навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении. По данным Ю.С. Шевченко, полученным в нашей клинике, фобический невроз имеет закономерную этапность (смена этапа анксиозной и невротической реакции этапом невротического состояния с навязчивыми страхами, иногда сопутствующими защитными ритуалами и невротического формирования личности обсессивно-фобического типа) и «сквозной» характер ведущего фобического синдрома на всем протяжении заболевания.

Рекомендации по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний
Рекомендации (в самом общем виде) по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний могут быть представлены следующим алгоритмом: 1. Продумать ситуацию и постараться снизить уровень ее значимости. 2. Дать себе или другому возможность выговориться. 3. По-возможности «вогнать страсть в мышцы». 4. Переключиться на другую деятельность и ...

Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде все ...

Особенности межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта
Большой вклад в проблему формирования личности ребенка с нарушением интеллекта внес Л. С. Выготский. Им определены сущность, природа дефекта и пути коррекции личности. Теория о первичных признаках и вторичных осложнениях дефекта является и сегодня методологической основой всей системы коррекционно-воспитательной работы с детьми. Л. С. В ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru