Психологические защиты
Страница 1

Материалы » Психоанализ Зигмунда Фрейда » Психологические защиты

Защитные механизмы, определение которым дано выше, помогают человеку справляться с тревогой путем выработки сознательной стратегии. Сами же защитные механизмы неосознаваемы и используются людьми в неравной степени и в любом сочетании. Ниже приведены некоторые защитные стратегии.

Отрицание. Это путь, используемый психикой для защиты от внешней угрозы. Любая неприятная, сильно травмирующая реальность не признается, вплоть до полного её игнорирования. Так бывает, к примеру, при отрицании смерти близкого человека, критики или серьёзной болезни. Отрицание угрозы снижает психологически остроту переживаний и может нанести вред (как и некоторые другие психологические защиты) только при сильном искажении реальности, когда человек чрезмерно полагается на защитные механизмы, не воспринимает того, как он выглядит в глазах окружающих и что его ожидает.

Подавление (вытеснение). Процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Фрейд полагал, что данная психологическая защита является основой для формирования более сложных защитных механизмов. Если отрицание направлено на внешние стимулы, то стратегия подавления блокирует со стороны “Я” внутренние импульсы и угрозы, идущие от “Сверх-Я". В этом случае неприятные переживания вытесняются в сферу бессознательного и не влияют на реальное поведение. Главным образом блокируется распространение тревоги. Часто подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Положительная роль вытеснения не значительна по сравнению с теми психологическими проблемами, которые возникают под её влиянием. Вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, "прорываются" в сознание непрестанно. На предотвращение этого прорыва требуется колоссальное количество психической энергии, которая в более благоприятных для человека обстоятельствах могла бы использоваться для творчества, развития, адаптации. Фрейд в своих трудах показывал, как вытесненный материал в своих попытках к открытому выражению может получать удовлетворение в шутках, сновидениях, оговорках и во всем том, что он называл "психопатологией обыденной жизни".

Проекция. Приписывание другим людям нежелательных свойств и качеств, которых в самом себе человек не признает. Во всех случаях, когда люди ищут "козла отпущения", ссылаются на свою особую культуру или обычаи своего народа, на этические нормы "своего круга" имеет место защитная стратегия "проекция". В литературе приводятся классические примеры приписывания вины преподавателю не успевающим студентом, обвинение его в нечестности и необъективности. Проекция бывает и более примитивная по сравнению с приведенным примером (обвинение компьютера в неудачах выполнения задания) и более сложная, объясняющая социальные стереотипы, расовые и этнические конфликты.

Рационализация. Данный защитный механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих: "я мог бы…, но не хотел" или "я бы позвонил, но мне помешали обстоятельства". У Фрейда данный феномен описан, в частности, в "действиях по ошибке", когда они используются для того, чтобы выполнить желания, в которых следовало бы себе отказать. К примеру, испытывая бессознательное стремление позвонить определенному лицу, которому не следует звонить, мы "ошибочно" набираем его номер. "Я ошибся" - есть ложный аргумент, оправдывающий нас в собственных глазах и перед другими людьми. Рационализация есть способ разумного оправдания любых действий, противоречащих нравственным нормам или вызывающих беспокойство. Это бывает в случаях, когда люди оправдывают свою неспособность сделать что-либо нежеланием это делать, либо, когда поступок оправдывается неблагоприятно сложившимися обстоятельствами. Не сдав испытательные экзамены в университет, человек утешает себя тем, что на самом деле ему не очень то и хотелось этого. Потерпев неудачу в отношениях с девушкой, юноша утешает себя тем, что она непривлекательна. “Рационализация" снимает напряжение при заниженной самооценке студента, когда другие его сокурсники представляются ему не столь совершенными, как сами считают. Она также скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли лидера группы. Считается, что рационализация, искажая реальность, помогает справиться с фрустрацией и тревогой, защитить самооценку.

Страницы: 1 2

Характерологические особенности возраста.
Младший школьный возраст (6-10 лет). *Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. В этот период замедляет ...

Социальные представления о карьере у студентов 3 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования была составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики. Таблица 5 - Результаты описательной статистики Показатели Кол-во респон. ...

Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогической профилактики дезадаптации, показал следующее. Данные, выявленные с помощью методики «Социальный паспорт класса», не изменились. После проведения программы по профилактике дезадаптации повторно были проведены методики по определению уровня ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru