«Я» – концепция и мотивация личности
Страница 1

Становление индивида в личность предполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формирования личности и ее структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность – это и есть «Я» или прежде всего «Я». Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» – концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентация).

«Я» – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я» – концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и возможности развития в будущем.

Образ своего «Я», можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя и включающих следующие основные компоненты:

когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости (самосознания);

эмоциональный – аффективная оценка «Я» – образа, которая проявляется в самоуважении, себялюбии или самоуничижении;

оценочно-волевой – потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (это и стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение).

«Я» – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремление защитить «Я» – концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986).

Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в следующих его главных функциях:

1) самоидентичности, т.е. целостности «Я» с чувством непрерывности, сохранения и понимания тождественности самому себе в настоящем, прошлом и будущем;

2) активности «Я» с чувством собственной автономности и независимости от других;

3) защиты «Я» с чувством собственного достоинства;

4) самосовершенствования «Я» с чувством определенного рода линии надежды, направленности на цели, реализация которых мыслится как будущее личной жизни.

Переживание наличия «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Образ «Я» – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксирую у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» – образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.

В «Я» – концепции можно выделить следующий «Я» – образы:

«Я» – реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. Если человек говорит или думает в какой-то момент времени о себе с презрением, то это не должно восприниматься как стабильная характеристика его «Я» – образа. Более чем вероятно, что его представление о себе сменится через некоторое время на противоположное.

«Я» – идеальное – можно противопоставить «Я» – реальному представлению о себе. «Я» – идеальное – это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» – идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в «Я» – концепции выделяют еще и «Я» – фантастическое, т.е. то, каким бы субъект пожелал стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегда положительное явление, т. к. очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

Во всем множестве «Я» – образов следует упомянуть и о «Я» – зеркальном, т.е. собственных представлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот компонент «Я» – образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

Сложность «Я» – концепции понимается как число аспектов «Я», воспринимаемых человеком, степень дифференциации «Я» – концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделяется на неограниченное число частей. В последствии у человека появляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главным положением теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое мнение и способности в сравнении себя с другими лежит потребность иметь ясную и определенную «Я» – концепцию. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения «Я» как точки отсчета.

Страницы: 1 2

Кто подвержен воздействию культов?
В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас. Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, ...

Восприятие: становление и развитие
Изучение психологии детей первого года жизни представляет известную сложность, однако имеются некоторые основания для предположения, что до известного момента имеет место управление реакциями скорее на «анализаторном», чем на «субъективном» уровне. Несмотря на относительную сформированность зрительной моторики к 3 месяцам жизни, ребено ...

Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания. 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru