«Я» – концепция и мотивация личности
Страница 1

Становление индивида в личность предполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формирования личности и ее структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность – это и есть «Я» или прежде всего «Я». Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» – концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентация).

«Я» – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я» – концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и возможности развития в будущем.

Образ своего «Я», можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя и включающих следующие основные компоненты:

когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости (самосознания);

эмоциональный – аффективная оценка «Я» – образа, которая проявляется в самоуважении, себялюбии или самоуничижении;

оценочно-волевой – потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (это и стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение).

«Я» – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремление защитить «Я» – концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986).

Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в следующих его главных функциях:

1) самоидентичности, т.е. целостности «Я» с чувством непрерывности, сохранения и понимания тождественности самому себе в настоящем, прошлом и будущем;

2) активности «Я» с чувством собственной автономности и независимости от других;

3) защиты «Я» с чувством собственного достоинства;

4) самосовершенствования «Я» с чувством определенного рода линии надежды, направленности на цели, реализация которых мыслится как будущее личной жизни.

Переживание наличия «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Образ «Я» – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксирую у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» – образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.

В «Я» – концепции можно выделить следующий «Я» – образы:

«Я» – реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. Если человек говорит или думает в какой-то момент времени о себе с презрением, то это не должно восприниматься как стабильная характеристика его «Я» – образа. Более чем вероятно, что его представление о себе сменится через некоторое время на противоположное.

«Я» – идеальное – можно противопоставить «Я» – реальному представлению о себе. «Я» – идеальное – это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» – идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в «Я» – концепции выделяют еще и «Я» – фантастическое, т.е. то, каким бы субъект пожелал стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегда положительное явление, т. к. очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

Во всем множестве «Я» – образов следует упомянуть и о «Я» – зеркальном, т.е. собственных представлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот компонент «Я» – образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

Сложность «Я» – концепции понимается как число аспектов «Я», воспринимаемых человеком, степень дифференциации «Я» – концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделяется на неограниченное число частей. В последствии у человека появляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главным положением теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое мнение и способности в сравнении себя с другими лежит потребность иметь ясную и определенную «Я» – концепцию. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения «Я» как точки отсчета.

Страницы: 1 2

Заключение.
В работе были рассмотрены общие вопросы функционированияя памяти и методика ее развития. Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не являет ...

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте. Изменения психики, которые считаются нормой
Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается ег ...

Организация работы по развитию самооценки школьников с нарушениями зрения
Для формирования творческой, всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственног ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru