Психологические защитыСтраница 2
Интеллектуализация. Данный защитный механизм помогает уйти из эмоционально угрожающей ситуации с помощью ее обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Пересказывая сюжеты собственной жизни, мы отстраняемся от них на расстояние, позволяющее нам менее пристрастно отнестись к их неприятному содержанию, ещё раз "взвесить" и "понять" ситуацию.
Формирование реакции. Сокрытие от других и самих себя мотива собственного поведения. Например, неприязненное отношение может выражаться в нарочитом внимании к человеку. Социально одобряемое поведение может быть выражением скрытого противоположного влечения. В обыденной жизни это проявляется в активной критике общественных пороков, преувеличенной добродетелью или пристрастной заботой о нравах.
Замещение. Проявление инстинктивного импульса и его переадресовка. Проявляется вспышками ярости, направленной на объект, не являющийся действительной причиной раздражения или аффекта. Этот феномен лежит в основе того, что называется толерантностью по отношению к человеку, находящемуся в гневе, обрушившемуся неожиданно, безо всякой причины сделавшего из нас "мячик для битья". Отмечается и такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя, приводящая человека в состояние подавленности и переживаниям чувства вины.
Сублимация. Частичное удовлетворение чем-либо косвенным (если нельзя достичь этого, буду заниматься другим). Фрейд полагал, что данная психологическая защита изменяет импульсы таким образом, что становится возможным их выражение в социально-приемлемой форме. Сублимация считается конструктивной стратегией защиты, совершающей перенос психической энергии с агрессивной ориентации на социально приемлемую, удовлетворяющую лежащую в основе агрессии претензию на превосходство над другими. В этом её социальная роль.
Регрессия. Подобно отрицанию и подавлению защитный механизм регрессия помогает избавиться от щемящей, изматывающей душу и сковывающей тело тревоги. В каждом возрасте и в каждом периоде жизни человека есть моменты вдохновенного подъема, полной самореализации, которые постепенно стираются из памяти, но к которым в трудные минуты человек возвращается с помощью психологической защиты. Фрейд описывал случаи смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Человек словно впадает в детство, демонстрируя обиду, недовольство, капризы, неоправданный риск или ребячливые модели поведения.
По Фрейду душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и темные, даже дикие элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить свои демонические силы. В мир бессознательного есть проводники: сны, свободные ассоциации, фантазии, обмолвки и описки, невротические симптомы, остроумие, творчество. Формируется бессознательное в силу того, что его элементы (желания, влечения, аффекты и др.) не соответствуют правилам, нормам, идеалам, запретам, которые вырабатываются у человека во взаимодействии с окружающей средой и под влиянием воспитания. Но, поскольку, это естественные для человека переживания, как бы аморальны с точки зрения воспитания и социальных норм они не были, то неизбежен их конфликт, подавление и вытеснение в область бессознательного.
Глава I.
В этой главе автор ставит основной целью объяснить основное понятие «психоанализ», цели и особенность этой отрасли психологии.
Как известно, психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом, а точнее в его статье «Наследственность и этиология невроз ...
Проявление эпилептоидного характера
Для эпилептоидов характерна определенная «вязкость» мышления, склонность к установленному ранее порядку. Характер эпилептоидный - один из типов акцентуации характера. Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. Одной из базовых черт, от котор ...
Межличностные отношения как психолого- педагогическая проблема. Особенности
межличностных отношений детей с сохранным слухом и интеллектом
Проблема межличностных отношений относится к области социально-психологического знания. Социальная психология-наука, изучающая «психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах»[36].
Центром внимания социальной психологии стала так называемая «мала ...

