Разрешение конфликта.Страница 1
Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.
На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
q очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
q борьба идет до полного поражения одной из сторон;
q борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
q стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
q конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта.
Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые из этих способов:
q устранение объекта конфликта;
q замена одного объекта другим;
q устранение одной стороны участников конфликта;
q изменение позиции одной из сторон;
q изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
q получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;
q недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
q приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитражу при условии подчинения любому его решению.
Здесь необходимо ввести еще два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.
Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:
q из затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
q из ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;
q из потери, связанной с ухудшением общей ситуации.
Не строгость интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта.
Индивидуальный план работы
Дата
Планируемые мероприятия
Задачи
Форма отчетности
1.09.10
Знакомство с учреждением.
Познакомиться со структурой, целью, задачами, функциями учреждения.
Описание МОУ/НОШ № 43 г. Нижний Тагил.
2.09.10
Знакомство с деятельностью педагога - психолога.
Знакомство с деятельностью педагога - психолога. ...
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом
возрасте. Гендерный аспект
В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обра ...
Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса. Самопрезентация
субъекта с точки зрения дискурса
Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно самопрезентация), произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие), а также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопр ...