Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства темперамента личности
Страница 1

Материалы » Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента » Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства темперамента личности

Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия Подобно магниту, объекты окружающего мира притягивают к себе интересы, "жизненную энергию" экстраверта. Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерна фиксация интересов на своем внутреннем мире. Интроверты, как правило, замкнуты, социально пассивны, склонны к самоанализу, испытывают трудности в приспособлении к окружающей действительности. В зависимости от ведущей психической функции К. Юнг выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный экстравертные и интровертные типы.

В дальнейшем различия по экстраверсии-интроверсии, а также различия по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе — постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, а на другом полюсе – резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, обозначаемые словами "уровень тревожности") изучались Г. Айзенк в связи с различиями по свойствам нервной системы. (Приложение Б)

Обнаружилось, в частности, что признаки экстраверсии, как и признаки эмоциональной устойчивости, имеют в своей основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии, как и эмоциональной тревожности, являются выражением более высокой реактивности. При этом оказалось, что экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в разных сочетаниях. В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента: сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости (сангвиник), сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости (холерик), сочетание интроверсии и эмоциональной устойчивости (флегматик), сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости (меланхолик).

Слабая выраженность собственно подвижности (малая скорость возникновения и прекращения возбуждения и торможения), т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности — замедленность динамических изменений, положительная – длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психологические различия обусловливают, прежде всего, особенности хода деятельности, а не ее эффективность.

Как и любые психические свойства, свойства темперамента, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.

Страницы: 1 2 3

Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успе ...

Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева.
Иной в сравнении с изложенным вариант структурирования составных элементов модельного описания психического облика человека содержится в работах Б.Г.Ананьева. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие "индивид" имеет несколько толков ...

База данных профессиографического анализа
База данных анализа состоит из всей информации, которая была собрана с целью анализа работы. Как правило, чем меньше база данных профессиографического анализа, тем скорее собранная информация окажется искаженной или неполной. Например, интервьюируемый штатный работник может быть не слишком опытным и/или выполнять не весь круг заданий, ф ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru