Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Страница 1

Материалы » Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра » Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания (количества фраз), усложнение лексико-грамматической структуры всего высказывания и отдельной фразы, совершенствование способов логического построения высказывания и другие.

Во всех исследованиях речевого онтогенеза, особенно в исследованиях последних двадцати лет, выполненных в рамках теории речевой деятельности достаточно эксплицитно звучит мысль о том, что критерием качества речевой продукции субъекта любой возрастной группы, а следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка, т.е. подготавливается мысль о включенности речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Адекватность высказывания целям речевого поведения субъекта определяет коммуникативную ценность данного высказывания. Отсюда развитие ребенка правомерно рассматривать не только с точки зрения совершенствования отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и с точки зрения того, как и насколько успешно ребенок продвигается в своем коммуникативном развитии, насколько эффективно осуществляет общение с другими людьми. Правомерность такой постановки вопроса определяется, прежде всего тем, что речь формируется в онтогенезе в тесной взаимосвязи с другими психическими функциями и видами деятельности в процессе общения с другими людьми. Роль социальности речи, отмеченная Л.С. Выготским, остается непреходящей ценностью. Другими словами, речь человека, его речевая деятельность развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие.

Такое понимание речи подготовлено большим количеством, как мировых, так и отечественных исследований, выполненных в рамках теории коммуникации, теории коммуникативных речевых актов, теории общения как сложного взаимодействия и деятельности.

Коммуникативное развитие, основывающееся на интеллектуальном развитии, и, в частности, на развитии понятийного мышления, речемыслительной деятельности субъекта, означает становление всех речевых процессов, при помощи которых реализуется коммуникация, или точнее, видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Понятие коммуникативного развития включает в себя становление как речемыслительной, так и коммуникативной деятельности, т.е. формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, в коммуникативном развитии отражены не только прогрессивные изменения в умении ребенка построить связное высказывание на основе расширяющегося словаря и овладения языковыми правилами, т.е. умения говорения, но и развитие слушания, чтения, письма. Более того, характер взаимодействия видов речевой деятельности в этом развитии, формирование механизмов речи, становление языковых средств речевой деятельности по линии расширения и структурной организации словаря и усвоения языковых правил, развитие способов формирования и формулирования мысли и их осознанной дифференциации для разных условий общения - с самим собой (внутренний способ) и с другими людьми, присутствующими или отсутствующими (внутренний устный и письменный).

Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.

Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.

Страницы: 1 2

Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии
Агрессивность в об­щих чертах понимается как целенаправ­ленное нанесение физического или психичес­кого ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факто­ры. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитан ...

Приложения
Приложение №1 БЛАНК ЛД Фамилия И.О. пол возраст _ Обаятельны 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный, Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный Упрямы ...

Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей. Подобная ситуация приводит к неоднозначности процесса управления как объекта изу ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru