Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших
школьниковСтраница 2
Коммуникативное развитие идет по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это и количественные накопления, такие, как увеличение словарного запаса, объема высказывания, и качественные изменения, например, развитие связности речи, комплексированности мысли, усложнение предикативной структуры и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Рассматривая коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, необходимо, прежде всего, дать определение понятию «коммуникативная задача». Как и всякая задача, коммуникативная задача представляет собой сложное психологическое образование, основными компонентами структуры которого являются цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат, составляющие в совокупности и определяющие психологическую природу задачи. Психологическое содержание коммуникативной задачи аналогично предметному содержанию той речевой деятельности, через которую она реализуется субъектом в процессе общения. Рецептивные виды речевой деятельности предполагают понимание задачи, поставленной партнером общения, и дальнейшую вербальную или невербальную реакцию на нее.
Продуктивные виды речевой деятельности предполагают и решение субъектом той или иной задачи для партнера общения. Решение коммуникативных задач субъектом в говорении и письме, на наш взгляд, в наибольшей степени отражает характер и направление коммуникативного развития личности. Все особенности психологического содержания коммуникативная задачи в продуктивных видах речевой деятельности объективируются в продукте ее решения – тексте. Это важнейшее в теоретическом и практическом отношении положение позволяет нам по результатам анализа текста судить об успешности осуществления речемыслительной и коммуникативной деятельности, а, следовательно, об уровне коммуникативного развития субъекта.
Хотя номенклатура коммуникативных задач чрезвычайно велика, их можно объединить в большие группы по критерию степени коммуникативности, под которой понимается степень обязательности наличия и непосредственного присутствия партнера общения, его реакции, степень ориентации на реципиента, степень и комплексность оказываемого на него воздействия. В соответствии с этим критерием выделены четыре группы задач, основными репрезентантами которых являются описание, объяснение, доказательство и убеждение.
Психологами была выявлена устойчивая тенденция совершенствования, хотя и не всегда прямолинейного, способа решения всех коммуникативных задач от младшего школьного к старшему возрасту, которое выражается в совершенствовании способа формирования и формулирования мысли, складывающегося в результате выбора языковых средств в соответствии с целью задачи и ее условиями. Так, с возрастом более полным, точным и правильным становится отражение действительности в тексте решения коммуникативных задач, усложняется предикативная структура текста, что свидетельствует об уровне развития аналитико-синтетической деятельности учащихся, увеличивается объем высказывания, его лексическая насыщенность, растут комплексированность мысли и связность речи, развиваются логичность, доказательность, последовательность мысли, осознанность речемыслительной деятельности. Эти данные находятся в полном соответствии с данными, полученными исследователями, занимающимися изучением становления мышления и речи в целом безотносительно к изучению способности решать коммуникативные задачи.
Следовательно, уровень решения коммуникативных задач является показателем уровня развития коммуникативных способностей, коммуникативных умений.
Методики исследования
Психодиагностический комплекс состоял из 3 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям, а именно получения информации об особенностях социально – психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее.
1.
Методика «Исследование уровня субъективного конт ...
Классификации конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в ...
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.
В технике, обеспечивающей создание благоприятного психологического климата, очень важное место отводится доверительному взаимопониманию, которое в деловом общении создается выполнением следующих поведенческих действий.
1. Сокращайте физиче ...