Структура сознания

Материалы » Основы психологии » Структура сознания

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Подсознательный уровень психической деятельности – обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Высшая сфера подсознания – интуиция. в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовную развитость человека.

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер . [16, с.124] Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприя ...

Определение эффективности занятий
Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли ...

Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей
Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической программе по определению социально – психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Так же одной из задач нашего исследования было сравнение особенностей социально – психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru