Мотивация учебной и познавательной деятельности. Учебная мотивация. Познавательная мотивация
Страница 1

Материалы » Формирование учебно-познавательной мотивации » Мотивация учебной и познавательной деятельности. Учебная мотивация. Познавательная мотивация

Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения не требует специального доказательства. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно непосредственную заинтересованность учащегося в способах действия, технологиях и алгоритмах и в достижении результата учения. В то же время учебный процесс в значительной степени побуждается и другими внешними мотивирующими факторами. Необходимо отметить, что учебная деятельность учащегося полимотивирована. Одной из основных задач педагога является повышение в мотивационных структурах учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Нужно сказать, что разграничение понятий внутренней и внешней мотивации условно. Наиболее распространено понимание, что внутренними являются мотивы, порождаемые внутри психических структур учащегося, а внешними — те, которые задаются извне, например, из его социального окружения. Такое понимание не вполне верно. Любой мотив рождается внутри учащегося. А вот цели могут быть разделены по этому основанию. При этом внешние цели учебного процесса в силу своей социальной заданности, могут принимать внутрипсихический характер, объединяясь с мотивом в предмете деятельности. В этом контексте А.Н. Леонтьев говорит о мотивах «понимаемых» и мотивах «реально действующих». В расхождении этих мотивирующих факторов отражается расхождение действительных мотивов учения с социально задаваемыми целями учебного процесса, расхождение реализуемой учащимся деятельности с соответствующими учебными действиями. Это — характерная ситуация внешне мотивируемой активности, которой А.Н. Леонтьев при определении деятельности отказывает даже в статусе деятельности. Действие становится деятельностью тогда, когда его предмет, т. е. в данном случае цель, начинает характеризоваться побуждающими свойствами, т. е. становится мотивом. Этот процесс «сдвига мотива на цель» рассматривается как основной механизм развития новых форм деятельности: только «понимаемые» мотивы при определенных условиях становятся действенными мотивами (А.Н.Леонтьев).

Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом,— это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации. При доминировании внешних мотивов создается неадекватная структура, которую трудно назвать учебной деятельностью. Учебная цель и реально действующий внешний мотив учения оказываются отделенными т. е. расходятся. Доминирование индивидуализованного личностного смысла ведет к тому, что социальные, объективные формы контроля и оценки замещаются сугубо индивидуальными, субъективными. Вместе с целью учения может вытесняться и учитель как субъект совместной деятельности, как носитель значения учения.

К наиболее выраженным типам внутренних мотивов учения принадлежат такие, как: творческое развитие в предмете учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для жизни, процесс учения как возможность общения, мотив похвалы от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. По-видимому, еще больше насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденный долг; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижных моментов; демонстративность, стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивационные факторы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. И, вероятно, наиболее сильно извращаю внутреннюю структуру учебной и познавательной мотивации такие установки как учеба ради материального вознаграждения и избегание неудач как мотив учения (В.Э.Мильман).

Страницы: 1 2 3

Заключение.
Подводя итог по всей теме, можно сказать, что психоанализ является своеобразным «мостом» между психиатрией и психологией: он не специализируется на лечении психически больных людей, но разбирает случаи, неподвластные психологии. Основным методом лечения путем психоанализа является выяснение подсознательных причин выполнения больным како ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из ...

Предисловие
Когда, несколько месяцев тому назад, было опубликовано итальянское издание этой книжки, я не смел надеяться, что она будет принята так благосклонно. Успех ее, по всей вероятности, зависел главным образом от сюжета, "выбранного очень удачно", как писал мне г. Тард. Изучение преступлений толпы, конечно, очень интересно, особен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru