Мнемические процессы

Материалы » Основы психологии » Мнемические процессы

Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление. Название «мнемические» действия связано с именем богини памяти Мнемозины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого человека памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим. Основными процессами памяти являются: запечатление, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны, и поэтому их часто именуют функциями ранее считавшегося единым психического процесса памяти. Напоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание запечатленного материала в памяти. Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последующего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала. Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) — извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий. Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий, связанное с преодолением известных трудностей при воспроизведении, называется припоминанием. Умению припоминать, также как и запоминать и сохранять в памяти, иногда приходится учиться. При наличии трудностей в припоминании необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому.

Заключение.
В работе были рассмотрены общие вопросы функционированияя памяти и методика ее развития. Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не являет ...

Воспитательный процесс в средней школе. Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом
В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения [8]. Согласно А.С. Макаренко "воспитание - это процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной ...

Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 25 человек (Приложение 1). Вторая ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru