Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и понятия в отечественной и зарубежной науке
Страница 1

Материалы » Цветовой профиль лиц и виктимное поведение » Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и понятия в отечественной и зарубежной науке

Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия.

Создание виктимологии связывается с именами Ганса фон Гентига (1888-1974) и Бенджамина Мендельсона (1900-1998). Время рождения виктимологии, очевидно, следует отнести к 1947-1948 гг., когда были опубликованы разработанные ими основные положения теории. В 1948 г. Гентиг опубликовал монографию "Преступник и его жертва". Исследование по социобиологии преступности", в которой он сформулировал и развил принципиальные положения виктимологии. Гентиг выделяет три категории понятий, составляющих предмет виктимологии: а) посягатель-жертва, б) латентная жертва, в) отношения между посягателем (причинителем вреда) и жертвой.

Преступника и потерпевшего он рассматривает как субъектов взаимодополняющего партнерства. В ряде случаев жертва формирует, воспитывает преступника и завершает его становление; она молчаливо соглашается стать жертвой; сотрудничает с преступником и провоцирует его [25, с.33].

Некоторые идеи и положения Г. Гентига получили свое дальнейшее развитие на психологическом уровне в работах швейцарского ученого Г. Элленбергера. Он более детально анализирует понятие "преступник-жертва", разные случаи, когда субъект может стать в зависимости от ситуации преступником или жертвой, последовательно - преступником, потом жертвой (и наоборот), одновременно - преступником и жертвой. Значительное место он отводит так называемой прирожденной жертве и патологическим состояниям, порождающим виктимологические ситуации.

Работы Г. Гентига стимулировали научный поиск других ученых. В 1958 г. М.Е. Вольфганг издал работу "Типы убийств", в которой, обобщив результаты многочисленных исследований, типизировал ситуации, складывающиеся при взаимодействии убийц с их жертвами. Пристальное внимание ученых вызвали и виктимологические аспекты таких преступлений, как мошенничество, разбойные нападения, истязания, хулиганство, изнасилования и некоторые другие.

В 1956 г.Г. Шульц ввел понятие преступления на почве личных отношений между преступником и жертвой. Между жертвой и преступником могут существовать различные связи - по степени их близости и интенсивности. Преступник и его жертва могут быть знакомы лишь заочно, они могут знать друг друга в лицо. Знакомство может быть "шапочным", основанным на проживании по соседству, по работе. Связь может возникнуть только непосредственно перед совершением преступления. Поверхностные социальные контакты могут перейти в более близкое знакомство, в дружбу. В данном подходе заложен принцип степени близости жертвы и преступника [13, с.122].

Длительное время, отвечая потребностям социальной практики, развивалось лишь криминальное направление виктимологии, представленное значительным количеством теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных авторов [22, с.112]. Однако в результате невозможности узкого рассмотрения явления виктимности возникла необходимость системного подхода к данному явлению в рамках междисциплинарного анализа. Таким образом, "виктимность" и "виктимное поведение лица" становятся предметом пристального внимания социологии, социальной психологии [20], психологии личности, психопатологии. На современном этапе изучение психологических аспектов виктимного поведения ведется на двух основных уровнях: как социальное явление и как индивидуальная психологическая характеристика лица с его виктимологической активностью.

Страницы: 1 2 3

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как аг ...

Рекомендации по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний
Рекомендации (в самом общем виде) по саморегуляции и выходу из стрессовых состояний могут быть представлены следующим алгоритмом: 1. Продумать ситуацию и постараться снизить уровень ее значимости. 2. Дать себе или другому возможность выговориться. 3. По-возможности «вогнать страсть в мышцы». 4. Переключиться на другую деятельность и ...

Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования
В своей экспериментальной работе по изучению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали две методики: 1 «Пальцем окрашивания тест», 2 Тест «Дом, дерево, человек». Для изучения эмоционального состояния детей мы взяли старшую группу «Росинка», детского сада «Радость» №55 города Лесосибирска. Данная работа пр ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru