История и основные тенденции развития психологии в РоссииСтраница 5
Концепция Леонтьева распространяется на широкий круг проблем теоретического и практического плана. Для практики обучения Леонтьев выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий, на базе которой была создана теория П.Я. Гальперина: соответственно принципу интериоризации, умственное – внутреннее – действие формируется, как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи.
Затем «внешней речи про себя» (внутреннее программирование) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия. Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский,- одна из ведущих в отечественной психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат ученые, работавшие в различных областях психологии: А.Р. Лурия (1902-1977 гг.), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку нейропсихология; Д.Б. Эльконин (1904-1984гг.) – крупнейший отечественный специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905-1981гг.), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908-1981гг.), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903-1969гг.), исследовавший память с позиции деятельностного подхода; П.Я. Гальперин (1902-1988гг.) – создатель теории поэтапного формирования умственных действий.
С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда наших крупных современных ученых – вице-президента Российской академии образования В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, президента Российской академии образования с 1992 г. А.В. Петровского и др. Вторым направлением в период сформировалась известная психо-логическая школа Д.Н. Узнадзе.
Узнадзе рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемые (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была, фактически, противопоставлена, так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.
психология концепция материалистический
Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Рубинштейн разрабатывал деятельностный подход и был им обозначен впервые, уже в начале 20-х гг.XX в., при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна). Если для школы Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории Рубинштейна исходным выступает действие, «проникаюшее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу; деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя.
В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Деятельность - один из уровней изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.
Исследования Ладыгиной-Котс в сравнительной психологии
Самый первый свой исследовательский опыт Н.Н Ладыгина-Котс получила, когда взяла на воспитание годовалого шимпанзе. Три года (!), день за днем, с утра до поздней ночи, продолжалось небывалое в истории науки непрерывное общение с озорным приемышем Иони. Благодаря возможности наблюдать за ним постоянно, был впервые описан поведенческий ре ...
Межличностные отношения как психолого- педагогическая проблема. Особенности
межличностных отношений детей с сохранным слухом и интеллектом
Проблема межличностных отношений относится к области социально-психологического знания. Социальная психология-наука, изучающая «психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах»[36].
Центром внимания социальной психологии стала так называемая «мала ...
Оральная стадия
Оральная стадия длиться от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощ ...