История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 5

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Концепция Леонтьева распространяется на широкий круг проблем теоретического и практического плана. Для практики обучения Леонтьев выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий, на базе которой была создана теория П.Я. Гальперина: соответственно принципу интериоризации, умственное – внутреннее – действие формируется, как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи.

Затем «внешней речи про себя» (внутреннее программирование) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия. Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский,- одна из ведущих в отечественной психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат ученые, работавшие в различных областях психологии: А.Р. Лурия (1902-1977 гг.), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку нейропсихология; Д.Б. Эльконин (1904-1984гг.) – крупнейший отечественный специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905-1981гг.), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908-1981гг.), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903-1969гг.), исследовавший память с позиции деятельностного подхода; П.Я. Гальперин (1902-1988гг.) – создатель теории поэтапного формирования умственных действий.

С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда наших крупных современных ученых – вице-президента Российской академии образования В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, президента Российской академии образования с 1992 г. А.В. Петровского и др. Вторым направлением в период сформировалась известная психо-логическая школа Д.Н. Узнадзе.

Узнадзе рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемые (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была, фактически, противопоставлена, так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

психология концепция материалистический

Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Рубинштейн разрабатывал деятельностный подход и был им обозначен впервые, уже в начале 20-х гг.XX в., при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна). Если для школы Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории Рубинштейна исходным выступает действие, «проникаюшее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу; деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя.

В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Деятельность - один из уровней изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Стратегии выработки группового решения
Существо принятия решения в группе заключается в переходе от индивидуальных решений, принимаемых каждым ее членом, к коллективным, выражающим точку зрения группы в целом. Можно выделить несколько типов подобного перехода, так называемых стратегий выработки группового решения. В первую очередь это стратегия простого большинства, т. е. пр ...

Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь). Человек как природное явление. Первое, что можно отметить, о ...

Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и понятия в отечественной и зарубежной науке
Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия. Создани ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru