История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 2

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

В самом начале XIX в. (1801 г.) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744 г.). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи М.В. Ломоносова развивали Я.П. Козельский ( ок.1728-ок.1794гг.) – философ-материалист, вступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и А.Н. Радищев (1749-1802гг.), также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человека. Он ссылается на труды французских материалистов, обобщает успехи естествознания, опирается на знания по медицине. Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Большое место в трудах А.Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных.

Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека; подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связывают со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами – все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воз-действие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях).

Большое внимание уделяется проблеме способностей. Вопросу о бессмертии души А.Н. Радищев посвящает философский трак-тат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Однако в результате мучительных размышлений, Радищев все же приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности – «мысленности».

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция (мысль от чувств есть нечто отдельное). Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX в. Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем, она отражала своеобразие социо-экономической истории народа.

К середине 19 века необходимость коренных реформ пробудила огромную работу мысли во всех слоях тогдашнего грамотного населения России - и столичного и провинциального. Главным был вопрос об освобождении от крепостного рабства миллионов российских крестьян.

Потребность в его безотлагательном решении нарастала, обостряя стремление осознать своеобразие русского народа . Все стороны русской жизни, ее истории, языка, быта, традиции стали предметом широкого публичного обсуждения. Процесс реформирования общества захватывал практически все его группы. Отсюда и всеобщее стремление к самопознанию, к рефлексии о своих национальных качествах.

Россия должна была решить, каким путем ей дальше двигаться. Резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами жизни народа, кардинальным изменением привычного уклада, поставили проблему осознания и предсказания возможных реакций масс на эти изменения. Общество и, прежде всего, его образованная часть, стремится осмыслить свое прошлое, понять истоки традиций, происхождение положительных и отрицательных качеств народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Последствия возникающих конфликтов.
Исследования семей подростков, не состоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря на конфликты, юноши все же чаще характеризуют отношения в семье как теплые, тесные, гибкие, порождающие положительные эмоции (Ваrnes and Olson, 1985; Feldman and Gehring). Исследования же, направленные на определение частоты и интенсивности семейны ...

Конфликты в организации
Организация — это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении со­циально-экономических проблем. Организация — это такая сово­купность людей, в которой инди ...

Взаимное восприятие и понимание военнослужащими друг друга. Характеристика сущности и содержания процессов взаимного восприятия и понимания военнослужащих
Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и та ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru