История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 2

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

В самом начале XIX в. (1801 г.) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744 г.). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи М.В. Ломоносова развивали Я.П. Козельский ( ок.1728-ок.1794гг.) – философ-материалист, вступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и А.Н. Радищев (1749-1802гг.), также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человека. Он ссылается на труды французских материалистов, обобщает успехи естествознания, опирается на знания по медицине. Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Большое место в трудах А.Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных.

Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека; подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связывают со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами – все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воз-действие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях).

Большое внимание уделяется проблеме способностей. Вопросу о бессмертии души А.Н. Радищев посвящает философский трак-тат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Однако в результате мучительных размышлений, Радищев все же приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности – «мысленности».

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция (мысль от чувств есть нечто отдельное). Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX в. Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем, она отражала своеобразие социо-экономической истории народа.

К середине 19 века необходимость коренных реформ пробудила огромную работу мысли во всех слоях тогдашнего грамотного населения России - и столичного и провинциального. Главным был вопрос об освобождении от крепостного рабства миллионов российских крестьян.

Потребность в его безотлагательном решении нарастала, обостряя стремление осознать своеобразие русского народа . Все стороны русской жизни, ее истории, языка, быта, традиции стали предметом широкого публичного обсуждения. Процесс реформирования общества захватывал практически все его группы. Отсюда и всеобщее стремление к самопознанию, к рефлексии о своих национальных качествах.

Россия должна была решить, каким путем ей дальше двигаться. Резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами жизни народа, кардинальным изменением привычного уклада, поставили проблему осознания и предсказания возможных реакций масс на эти изменения. Общество и, прежде всего, его образованная часть, стремится осмыслить свое прошлое, понять истоки традиций, происхождение положительных и отрицательных качеств народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
Вся человеческая история есть история межгрупповых конф­ликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фанта­зия отказывает. Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способ развития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов был ...

История учения о стрессе
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих. Следует заметить, что понятия «теория» и «модель» используются авторами относительно свободно, без необходимой дифференциации в содержании, что, по-с ...

Теоретические основы профессиональной ориентации подростков. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества
Слово “профессия” в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности. Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Одна ...

Copyright © 2015 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru