История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 2

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

В самом начале XIX в. (1801 г.) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744 г.). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи М.В. Ломоносова развивали Я.П. Козельский ( ок.1728-ок.1794гг.) – философ-материалист, вступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и А.Н. Радищев (1749-1802гг.), также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество. www.psychonia.ru

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человека. Он ссылается на труды французских материалистов, обобщает успехи естествознания, опирается на знания по медицине. Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Большое место в трудах А.Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных.

Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека; подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связывают со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами – все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воз-действие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях).

Большое внимание уделяется проблеме способностей. Вопросу о бессмертии души А.Н. Радищев посвящает философский трак-тат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Однако в результате мучительных размышлений, Радищев все же приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности – «мысленности».

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция (мысль от чувств есть нечто отдельное). Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX в. Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем, она отражала своеобразие социо-экономической истории народа.

К середине 19 века необходимость коренных реформ пробудила огромную работу мысли во всех слоях тогдашнего грамотного населения России - и столичного и провинциального. Главным был вопрос об освобождении от крепостного рабства миллионов российских крестьян.

Потребность в его безотлагательном решении нарастала, обостряя стремление осознать своеобразие русского народа . Все стороны русской жизни, ее истории, языка, быта, традиции стали предметом широкого публичного обсуждения. Процесс реформирования общества захватывал практически все его группы. Отсюда и всеобщее стремление к самопознанию, к рефлексии о своих национальных качествах.

Россия должна была решить, каким путем ей дальше двигаться. Резкое изменение социальной ситуации, связанное с коренными реформами жизни народа, кардинальным изменением привычного уклада, поставили проблему осознания и предсказания возможных реакций масс на эти изменения. Общество и, прежде всего, его образованная часть, стремится осмыслить свое прошлое, понять истоки традиций, происхождение положительных и отрицательных качеств народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Позиционные и конфликтные справедливости
Основополагающим фактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ее оценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений является понятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. Д. Хэтфилж - фактора справедливости в отношениях между людьми. Именно чувство справедливости опреде ...

Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию. Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: в ...

Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей
Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности творческих способностей. ...

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru