Время самоисследования и возврат к равновесию после развода
Страница 1

Материалы » Эмоциональное переживание развода и его преодоление » Время самоисследования и возврат к равновесию после развода

Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи.

Психологический развод - на эмоциональном уровне - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом - синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям.

Froiland и Hozman (1977; цит. по: George, Cristiani, 1990) для описания развода воспользовались известной моделью Kubler-Ross.

1. Ситуация отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: "Ничего такого не случилось", "Все хорошо", "Наконец пришло освобождение" и т.п.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться других людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации - стадия приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.

Причины развода кроются в предшествующей семейной жизни. Пустота и тоска обыденного, рутинного существования семьи не способствуют улучшению жизни пары в браке. А затем - нервы, стресс, оформление развода, адвокаты, ребенок после развода, одиночество после развода - вот с чем сталкиваются разводящиеся супруги.

Развод - это жизненная ситуация, где мало выражена социальная поддержка, где человек теряется и не знает, как пережить развод, зачастую эта ситуация связана с судом и сложной процедурой оформления развода. При этом, статистика разводов неутешительна. Исходя из того, что ситуации принято разделять на идеологические, социальные, стрессовые, культурные саму ситуацию развод можно обозначить как стресс.

Фактически уже в ситуации вступления в брак присутствует намек о наказании за его разрушение (вспомните - "только смерть разлучит вас"). Если бы субъект мог себе позволить осознать свой страх перед разрушением семьи, возможно, это привело бы к дестабилизации социально-демографической ситуации в целом, так как люди позволили бы себе бояться вступать в брак (что на самом деле уже присутствует, как тенденция, выражающаяся в желании современных молодых людей "не спешить, пожить для себя, отдельно", не брать на себя ответственность за семью и другого человека).

При анализе того, что происходит после развода для каждого из супругов открываются следующие возможности: более точное понимание "задним числом" намерений каждой из сторон, то есть так называемое переопределение целей. Этот механизм переопределения сходен с эффектом решения задачи выявления субъекта выгоды в той или иной ситуации.

Человек может переживать в своей жизни несколько разводов, считая себя при этом беспомощным перед лицом такой ситуации, называя причинами разводов внешние по отношению к нему самому обстоятельства, к которым относится также и партнер.

Примерно половина разведенных людей считает, что их собственное понимание причин развода осталось точно таким же через год после него, другая половина говорит об изменениях в своем осознании. Последующий за разводом год проходит под эгидой влияния этого события. Большинство людей вспоминали совместную жизнь с прежним партнером в течение года после разрыва. Одна часть (примерно две трети из них) отмечает свою концентрацию на тягостных периодах жизни, а другая часть говорит о спонтанных воспоминаниях самых светлых сторон совместной жизни и сопутствующих им чувстве сожаления об утраченном.

Страницы: 1 2

Психологическая блокада и фрустрация. Конструктивные и деструктивные выходы их состояния фрустрации
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: 1. двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции. 2.апатия. 3. агрессия и деструкция. 4. стереот ...

Кто подвержен воздействию культов?
В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас. Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, ...

Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет. Существует множество фундаменталь ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru