История и основные тенденции развития психологии в РоссииСтраница 6
В отношении структуры деятельности выдающимися отечественными психологами были разработаны во многом сходные позиции: Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Чем определяется деятельность? Деятельность определяется своим объектом, говорит Рубинштейн, и, казалось бы, здесь можно усмотреть аналогию с под-ходом бихевиористов – внешние причины определяют активность; однако-и это принципиально – деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Это означает, что внешние причины действуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма.
При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность, имеющая сложную многоуровневую структуру. С точки зрения Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. Рубинштейн отличает деятельность от поведения; точнее сказать, в его понимании, поведение – особая форма деятельности. Причем для Рубинштейна поведение – нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы.
Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения являются поступок. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то Рубинштейн, как отмечал один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.
Отметим еще один принципиальный момент. Психическое Рубинштейн рассматривал, прежде всего, как процесс - движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукт (результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление, как процесс, связано с мышлением, как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями. Как отмечал А.В. Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психологии. Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром. Крупнейшие ученики и последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин.
Еще одной авторитетной теорией в советской психологии является теория отношений В.Н. Мясищева (1892-1973 гг.), представляющая особый подход – в рамках марксисткой методологии – к проблемам личности. Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и про-являющиеся друг в друге.
Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т.д. Через противоречивые отношения В.Н. Мясищев рассматривал неврозы. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов (1896-1965 гг.) в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия.
В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности. Используя концепцию И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических различий человека, которая способствовала созданию нового направления – дифференциальной психофизиологии («Проблемы индивидуальных различий» - 1961 г.). Видный отечественный физиолог П.К. Анохин (1898-1974 гг.) в отличие от И.П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об адекватности или неадекватности ее ( обратная афферентация)
Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен.
У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, ...
Обманы чувств
Галлюцинации. Одним из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях являются галлюцинации.
Галлюцинациями в психиатрии называют ложные восприятия. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. ...
Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции
подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В эксперименте приняло участие 88 подростков в возрасте 16-18 лет. Работа проводилась с 04.02.08 по28.02.08.
На первом этапе осуществлялось изучение саморегуляции подростков.
На втором этапе исследовались особенности реагирования подростков в ...