История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 6

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

В отношении структуры деятельности выдающимися отечественными психологами были разработаны во многом сходные позиции: Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Чем определяется деятельность? Деятельность определяется своим объектом, говорит Рубинштейн, и, казалось бы, здесь можно усмотреть аналогию с под-ходом бихевиористов – внешние причины определяют активность; однако-и это принципиально – деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Это означает, что внешние причины действуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма.

При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность, имеющая сложную многоуровневую структуру. С точки зрения Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. Рубинштейн отличает деятельность от поведения; точнее сказать, в его понимании, поведение – особая форма деятельности. Причем для Рубинштейна поведение – нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы.

Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения являются поступок. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то Рубинштейн, как отмечал один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.

Отметим еще один принципиальный момент. Психическое Рубинштейн рассматривал, прежде всего, как процесс - движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукт (результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление, как процесс, связано с мышлением, как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями. Как отмечал А.В. Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психологии. Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром. Крупнейшие ученики и последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин.

Еще одной авторитетной теорией в советской психологии является теория отношений В.Н. Мясищева (1892-1973 гг.), представляющая особый подход – в рамках марксисткой методологии – к проблемам личности. Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и про-являющиеся друг в друге.

Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т.д. Через противоречивые отношения В.Н. Мясищев рассматривал неврозы. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов (1896-1965 гг.) в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия.

В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности. Используя концепцию И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических различий человека, которая способствовала созданию нового направления – дифференциальной психофизиологии («Проблемы индивидуальных различий» - 1961 г.). Видный отечественный физиолог П.К. Анохин (1898-1974 гг.) в отличие от И.П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об адекватности или неадекватности ее ( обратная афферентация)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в семье
Воспитание - многоаспектный процесс совершенствования личности; результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самой личности. Значительную роль в воспитании играет личность родителя как носителя исторического опыта, социальных смыслов цен ...

Предисловие
Когда, несколько месяцев тому назад, было опубликовано итальянское издание этой книжки, я не смел надеяться, что она будет принята так благосклонно. Успех ее, по всей вероятности, зависел главным образом от сюжета, "выбранного очень удачно", как писал мне г. Тард. Изучение преступлений толпы, конечно, очень интересно, особен ...

Натуральный и социальный ряды развития человека и их соотношение с физиологической, социальной и психической адаптацией
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и социального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации. Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживае ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru