История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 3

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Для психологии это было связано с попытками осмыслить русский менталитет, выделить и описать психологические особенности русского народа, изучить «национальный характер» или, как тогда говорили, «народную душу». Под этим подразумевались, главным об-разом, установки, ценности, верования, общие для всего общества. Часто в понятие «народной души» включали также и язык, являющийся родным для представителей данной нации, а также распространенные мифы, легенды, былины, традиции. Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала философу Н.М. Надеждину.

Он предложил программу широкомасштабного описания силами самих русских людей «наблюденных и замеченных» особенностей народа всюду там, «где только чуется Русь». При этом имелись в виду «разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях». В числе материалов были характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели сведения о психическом складе и менталитете русского человека, его «идолах и идеалах». Н.Г. Чернышевский и В.С. Соловьев заложившие в России традиции человеко познания, исходя из противостоящих друг другу способов осмысления природы личности. К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении – от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К теологическому принципу Соловьева восходит апология «нового религиозного сознания» в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и др. И новое учение о поведении и апология «нового религиозного сознания» являлись плодами русской мысли – двух ее мощных течений: естественно-научного и религиозно-философского. Опираясь на эти направления Сеченов И.М. предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии, отличных то изложенного в те же годы Вундутом. Свой первый проект он изложил в трактате «Рефлексы головного мозга» (1863г.). Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С.Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. Сеченов – психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил пред-мет научного познания психологии – психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии.

Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Прежде всего отметим естественно-научное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого рефлексология. Бехтерев невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885г.) и Психоневрологический институт (1908г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека. В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по вы-ведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания». Вместе с тем, в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов: получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».

Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова, труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Основные типы конфликтов.
Рассмотрим в этой главе основные типы конфликтов, в зависимости от степени вовлеченности в них людей. Нередко встречаются конфликты смешанного типа. Внутриличностный конфликт. Возможны его дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена ...

Глава вторая. Преступления толпы
I . Общие вопросы, на которых мы до сих пор останавливали внимание читателя, были нам необходимы для того, чтобы сделать понятным, какой страшной внутренней силой обладает толпа. Теперь, запасшись фактами, необходимо не только исследовать, каким образом проявляется эта внутренняя сила, но также поискать, нет ли и других факторов, прои ...

Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной трудовой деятельности
Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебных учреждениях. Работа строилась на следующих принципах. 1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2 и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу. 2. Во время дежурств по столовой иног ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru