История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 7

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс. На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. Центральное место в научной деятельности Б.Ф. Ломова (1927-1989 гг.) занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами. Именно Ломовым были заложены основы разработки проблем инженерной психологии в нашей стране. Изучая общие проблемы методологии психологии, Ломов сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал роль и место психологии в системе других наук. Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Б.Г. Ананьева (1907-1972 гг.). Ананьев развивал некоторые важные положения В.М. Бехтерева, - инициатора комплексных исследований, и выс-тупил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Главная работа Б.Г. Ананьева, вышедшая в 1969 г., носит название «Человек как предмет познания».

В своем подходе к человеку Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности. Ананьев не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых. Аналогичную роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А.Н. Леонтьев. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца – организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР – входили вопросы возрастного развития и воспитания детей.

Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. Значительный вклад в развитие педагогической психологии П.Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умствен- ных действий. Благодаря исследованиям А.Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно – психологическую базу для современной медицины в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике. Мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова , Который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др. Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников.

Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки. Завершая, необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно-научного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опираю- щиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы , как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Введение.
В потоке внешних раздра­жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук­ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна­нии и представлений; остальную информацию они бессозна­тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об­щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть ...

Способы борьбы со стрессом
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. ...

Направленность работы детского психолога в ходе активизации физкультурной деятельности дошкольника. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической ку
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствовани ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru