История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 7

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс. На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. Центральное место в научной деятельности Б.Ф. Ломова (1927-1989 гг.) занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами. Именно Ломовым были заложены основы разработки проблем инженерной психологии в нашей стране. Изучая общие проблемы методологии психологии, Ломов сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал роль и место психологии в системе других наук. Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Б.Г. Ананьева (1907-1972 гг.). Ананьев развивал некоторые важные положения В.М. Бехтерева, - инициатора комплексных исследований, и выс-тупил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Главная работа Б.Г. Ананьева, вышедшая в 1969 г., носит название «Человек как предмет познания».

В своем подходе к человеку Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности. Ананьев не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых. Аналогичную роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А.Н. Леонтьев. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца – организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР – входили вопросы возрастного развития и воспитания детей.

Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. Значительный вклад в развитие педагогической психологии П.Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умствен- ных действий. Благодаря исследованиям А.Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно – психологическую базу для современной медицины в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике. Мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова , Который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др. Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников.

Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки. Завершая, необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно-научного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опираю- щиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы , как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), в выборке студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Получилис ...

Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведе ...

Причины и последствия дезадаптации младших подростков
Процесс адаптации к школе может быть осложнен рядом обстоятельств. К подобным трудностям можно отнести следующие: 1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способе ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru