История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 1

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.

«История более полезна, она полна мудрости»,- писал итальянский философ-гуманист IV в. Лоренцо Вала. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины. Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще вX-XV вв.

На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй.

Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.), выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества. В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н.Н. Поповского, В.Н. Татищева, Д.И. Фонвизина, Д.С. Аничкова, Я.П. Козельского, П.С. Батурина и др.

Украинский мыслитель Г.С. Сковорода (1722-1794 гг.) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основанных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума- опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

Н.И. Новиков (1744-1818 гг.) – крупный организатор издательского дела в России – в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии – «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия».

Ее автор И.М. Кандорский (1764-1838гг.) являлся духовным лицом (в период написания книги – диаконом, а в последствии –протоиреем Русской православной церкви).Именно поэтому И.М. Кандорский в своей книге пишет о том, что «душа есть дух, а значит, существо живое, разумное и свободною волей одаренное, какова есть и душа наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного писания». Кроме того, И.М. Кандорский произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка.

Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т.п., он описывает факты – ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. Необходимо подчеркнуть, что основы отечественной психологии были заложены именно в стенах Русской Православной церкви. Как и в средневековой Европе – именно в церкви служили наиболее грамотные наши соотечественники и именно там зарождались очаги нашей науки и культуры.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.), великий русский ученый-энциклопедист, физик, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII в.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научны-ми исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» (1757г.) выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Заключение.
Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индиви ...

Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца сво ...

Социальные и психологические причины психогенных расстройств
Психотравмирующие раздражители, информация о семейных или любовных неприятностях, потере близких, крахе надежд, служебных неприятностях, предстоящем наказании за правонарушение, угрозе жизни, здоровью или благополучию. Раздражитель может быть однократный сверхсильный — при этом речь идет об острой психической травме, или многократно дей ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru