История и основные тенденции развития психологии в России
Страница 1

Материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » История и основные тенденции развития психологии в России

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.

«История более полезна, она полна мудрости»,- писал итальянский философ-гуманист IV в. Лоренцо Вала. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины. Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще вX-XV вв.

На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй.

Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.), выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества. В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н.Н. Поповского, В.Н. Татищева, Д.И. Фонвизина, Д.С. Аничкова, Я.П. Козельского, П.С. Батурина и др.

Украинский мыслитель Г.С. Сковорода (1722-1794 гг.) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основанных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума- опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

Н.И. Новиков (1744-1818 гг.) – крупный организатор издательского дела в России – в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии – «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия».

Ее автор И.М. Кандорский (1764-1838гг.) являлся духовным лицом (в период написания книги – диаконом, а в последствии –протоиреем Русской православной церкви).Именно поэтому И.М. Кандорский в своей книге пишет о том, что «душа есть дух, а значит, существо живое, разумное и свободною волей одаренное, какова есть и душа наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного писания». Кроме того, И.М. Кандорский произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка.

Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т.п., он описывает факты – ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. Необходимо подчеркнуть, что основы отечественной психологии были заложены именно в стенах Русской Православной церкви. Как и в средневековой Европе – именно в церкви служили наиболее грамотные наши соотечественники и именно там зарождались очаги нашей науки и культуры.

Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.), великий русский ученый-энциклопедист, физик, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII в.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научны-ми исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» (1757г.) выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Специалист и трудовой коллектив
В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы, как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всякая социальная группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. Понятие ...

Проблема конфликта в психологической науке. Понятие конфликта
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей ...

Конфликт как один из факторов несовместимости.
Во взаимоотношении летчиков можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности летного экипажа в целом. Подобные противоречия называются конфликтами. Конфликт означает противоборство между летчиками, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взг ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru