Функции конфликтов

Любой конфликт, независимо от его фила и условий протекания, имеет отличительные признаки, которые проявляются в его общих свойствах. Он присуще всем конфликтам, а также в его главных функциях.

Общими свойствами для конфликта являются пространственные и временные характеристики, а также направленность.

Под пространственными характеристиками

конфликта понимают его действия, возникновения и распространения, а также результат как показатель произошедших после конфликта изменений.

Временными характеристиками

конфликта являются его длительность, время развертывания, повторяемость, протяженность отдельных стадий, продолжительность участия в нем разных оппонентов, длительность разрешения, продолжительность постконфликтной ситуации.

Направленность конфликта

связана с должностным, социальным или профессиональным статусом оппонентов, уровнями отстаиваемых интересов, включенность в конфликт иерархических структур организации. В психологических исследованиях выделены следующие виды направленности конфликтов:

горизонтальная (конфликт между оппонентами, имеющими примерно одинаковый должностной или социальный статус);

вертикальная (конфликты между оппонентами, находящимися в иерархических от ношениях);

смешанная.

Функция

конфликта проявляется в характере значимых изменений, которые появляются как его следствие. В психологи и конфликтов выделяют несколько таких важнейших функций.

Созидательная, или конструктивная функция

. Она проявляется, если в результате конфликта преодолеваются негативные или кризисные явления. В этом случае именно конфликт помогает избавиться от того, что мешает всему позитивному: прогрессивному развитию, улучшению отношений, повышению эффективности деятельности и взаимодействий, удовлетворенности ими, самосознанию и пр.

Разрушительная, или деструктивная функция.

Она проявляется в негативных последствиях конфликта, его разрешении на несправедливой основе. К примеру, в организационных конфликтах это обычно приводит к ухудшению морально-психологического климата и отношений, снижению эффективности деятельности, увеличению текучести кадров и пр. Основными причинами деструктивности конфликтов являются активные действия конфликтных личностей, низкий уровень конфликтологической компетентности руководителей и оппонентов, влияние внешних факторов с большими ресурсами.

Диагностическая функция

конфликтов. Она обладает свойством универсальности, не зависящей от других его функций и характеристик. Нередко ее называют информационно-сигнальной. В частности, сам факт развертывания конфликта может свидетельствовать о многом. Если конфликт возник в организации, то это может являться следствием слабости руководства, недостатков в организации и стимулировании труда, работе с персоналом, нездоровом морально-психологическом климате, слабой кадровой работе. Отмечалось, что если руководитель в организации обладает высоким авторитетом, конфликты в ней - большая редкость [3; с.21].

Медицинская классификация поведенческих расстройств.
Можно заметить, что некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины. Так, например эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления и развития в болезненное пристрастие (наркоманию). Специалисты немедицинс ...

Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся ...

Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Для сопоставления мы рассмотрим интенцию самопрезентации в ситуации психологического консультирования (первичная беседа), предполагающей непосредственное общение собеседников. Эти исследования проводились Т.А. Кубрак. В этих условиях интенциональная направленность на себя одного из собеседников (клиента), очевидно, является явно выраже ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru