Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Страница 4

Материалы » Психологическое консультирование » Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы

В случай, когда ребенок терпит неудачу при выполнении «первого шага» или любого из минимальных отрезков, необходимо разбить процесс на более мелкие «шаги» или промежуточные задачи.

В том случае, когда первоначальная фраза (жалоба) содержит эпитет («я неудачник»), нужно уточнить, по поводу каких действий, что именно (например) не получается и в дальнейшем работать с действиями.

Пример 1 (разбиваем субъективно недостижимую цель на минимальные шаги): «У меня не получится сделать упражнение со скакалкой. Возможно, не получится, но я могу просто зайти в спортзал. Если я зашла, то я могу начать делать любое другое упражнение. Далее я могу взять любой другой предмет, кроме скакалки. Я не могу сделать упражнение со скакалкой. Но я могу сделать упражнения с другими предметами. Если я могу их делать, я могу предположить, какие действия со скакалкой с большей вероятностью приведут к правильному выполнению упражнения. Исходя из этого первого действия, какие могут быть варианты второго действия?» И т. д.

Отличия данной работы от работы тренера: 1) акцент на построение индивидуальных шкал оценки, достаточно чувствительных к прогрессу; 2) акцент на привитие ребенку навыка положительной обратной связи самому себе.

Упражнение 2. В качестве «домашних заданий» ребенку предлагается ежедневно записывать в дневник несколько ответов на вопросы «Что у меня сегодня хорошо (удачно) получилось? За что я могу себя похвалить сегодня?» Нахождение ответов обязательно. Как правило, первые один-два раза упражнение проделывается совместно с психологом, при его поддержке. Роль психолога, как правило, сводится к подтверждению значимости каких-то простых действий, того, что ребенок может себя за них похвалить.

Упражнение 3. Классическое упражнение «Кто Я? Какой Я?». Ребенку предлагается записать 20 утверждений – ответов на эти вопросы. Совместно с ребенком анализируется степень легкости, с которой он находил качества, уравновешенность положительных и отрицательных качеств, общее количество названных качеств. Результаты свидетельствуют о степени дифференцированности «образа себя», уровне самооценки, степени привычности и осознанности размышлений о себе.

Упражнение 4. В направлении увеличения адекватности переживания себя работает следующая психотехника. При разборе и анализе соревновательного опыта, независимо от успешного или неуспешного результата, дается задание, дать пять ответов на вопрос «Что хорошо получилось (за что я могу себя похвалить)?» и пять ответов на вопрос «Что не получилось и, следовательно, является направлением последующей работы?». Таким образом, оценки успешности и неуспешности перестают быть глобальными, переводятся в разряд оценок отдельных действий (а не личности), для каждого действия легко создается алгоритм совершенствования, контролируемый на каждой стадии (шаге).

Психологическая работа с переживанием страха в спорте.

Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.

Основная позиция: страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха. Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться.

Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Приведем упражнения, используемые в консультировании детей, занимающихся спортом при работе со страхом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на: ¾ потребности – источники активности учащегося; ¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения; ¾ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося; ¾ переживания – регуляторы поведения учащегося, ...

Управление процессом группового принятия решений. Закономерности структурной организации принятия группового решения.
В результате специальных исследований ученые выяснили, что процессы группового принятия решений организованы в общем виде на основе структурно-уровневого принципа и образуют определенную иерархию, включающую пять основных уровней: квазигрупповой, агрегативно-групповой, локально-групповой, интегративно-групповой, метагрупповой.[1] В осно ...

Краткая характеристика образовательного учреждения
1. Название: Начальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 43 г. Нижний Тагил 2. Тип – начальное образовательное учреждение средняя образовательная школа. 3. Вид – школа. 4. Местонахождение: юридический и фактический адрес – 622048, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Зари, 30. 5. Нормативные документы, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru