Третий этап: рекомендации и упражнения,
направленные на решение проблемыСтраница 4
В случай, когда ребенок терпит неудачу при выполнении «первого шага» или любого из минимальных отрезков, необходимо разбить процесс на более мелкие «шаги» или промежуточные задачи.
В том случае, когда первоначальная фраза (жалоба) содержит эпитет («я неудачник»), нужно уточнить, по поводу каких действий, что именно (например) не получается и в дальнейшем работать с действиями.
Пример 1 (разбиваем субъективно недостижимую цель на минимальные шаги): «У меня не получится сделать упражнение со скакалкой. Возможно, не получится, но я могу просто зайти в спортзал. Если я зашла, то я могу начать делать любое другое упражнение. Далее я могу взять любой другой предмет, кроме скакалки. Я не могу сделать упражнение со скакалкой. Но я могу сделать упражнения с другими предметами. Если я могу их делать, я могу предположить, какие действия со скакалкой с большей вероятностью приведут к правильному выполнению упражнения. Исходя из этого первого действия, какие могут быть варианты второго действия?» И т. д.
Отличия данной работы от работы тренера: 1) акцент на построение индивидуальных шкал оценки, достаточно чувствительных к прогрессу; 2) акцент на привитие ребенку навыка положительной обратной связи самому себе.
Упражнение 2. В качестве «домашних заданий» ребенку предлагается ежедневно записывать в дневник несколько ответов на вопросы «Что у меня сегодня хорошо (удачно) получилось? За что я могу себя похвалить сегодня?» Нахождение ответов обязательно. Как правило, первые один-два раза упражнение проделывается совместно с психологом, при его поддержке. Роль психолога, как правило, сводится к подтверждению значимости каких-то простых действий, того, что ребенок может себя за них похвалить.
Упражнение 3. Классическое упражнение «Кто Я? Какой Я?». Ребенку предлагается записать 20 утверждений – ответов на эти вопросы. Совместно с ребенком анализируется степень легкости, с которой он находил качества, уравновешенность положительных и отрицательных качеств, общее количество названных качеств. Результаты свидетельствуют о степени дифференцированности «образа себя», уровне самооценки, степени привычности и осознанности размышлений о себе.
Упражнение 4. В направлении увеличения адекватности переживания себя работает следующая психотехника. При разборе и анализе соревновательного опыта, независимо от успешного или неуспешного результата, дается задание, дать пять ответов на вопрос «Что хорошо получилось (за что я могу себя похвалить)?» и пять ответов на вопрос «Что не получилось и, следовательно, является направлением последующей работы?». Таким образом, оценки успешности и неуспешности перестают быть глобальными, переводятся в разряд оценок отдельных действий (а не личности), для каждого действия легко создается алгоритм совершенствования, контролируемый на каждой стадии (шаге).
Психологическая работа с переживанием страха в спорте.
Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.
Основная позиция: страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать. Самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе, убрать «напрямую», «вырезать». Важен оптимальный уровень страха и конструктивное использование страха. Как страх может быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться.
Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти. В момент опасности нужно вывести эту опасность из фокуса внимания. Что значит забыть об опасности? Если по-настоящему забыть, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания. Память об опасности будет внутренним стимулом, будет выражаться в сверхвнимании к разным техническим, тактическим моментам процесса борьбы. Тогда память об опасности занимает свое место и не распространяется на все поле внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими. Приведем упражнения, используемые в консультировании детей, занимающихся спортом при работе со страхом:
Практическая часть
Профилактика попадания людей в тоталитарные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантск ...
Эксперименты по исследованию особенностей мышления у больных
шизофренией
Исходное положение о том, что познавательная деятельность больных шизофренией недостаточно опосредована факторами социального опыта, определило методическую основу исследования особенностей их мышления.
Основная часть экспериментов.
Испытуемым предлагалось для решения два вида мыслительных задач, различавшихся по роли социального опос ...
Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования.
Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 25 человек (Приложение 1). Вторая ...