Третий этап: рекомендации и упражнения,
направленные на решение проблемыСтраница 1
Ребенок клиента – дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни – ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни – и как реакция на эти новые требования – кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделяют достаточного внимания состоянию ребенка.
Некоторые действия Лизы являются признаками такого кризиса: отказ от выполнения привычных требований, появление упрямства, девочка стала очень ранима и обидчива – любая критика воспринимается в штыки.
Девочка чувствует острую потребность быть «взрослой», вести себя как взрослая, соответственно принимать самостоятельные решения. Отсюда желание девочки бросить занятия спортом.
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет – способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию лидера.
В такой период необходимо активно поощрять и поддерживать стремление девочки к новому, более «взрослому» положению в жизни, приветствовать самостоятельность ребенка – это способствует развитию интеллекта и инициативы.
В нашем случае проявлениям независимости девочки часто сопутствуют неудачи, это привело к тому, что чувство вины возобладало над стремлением к самостоятельности и ответственности. На фоне этого развились следующие проблемы: переживание поражения в спорте; переживание длительной неуспешности; переживание страха в спорте; неготовность к соревнованию в спорте.
Для решения данных проблем клиенту предложены следующие рекомендации и упражнения:
Рекомендации по преодолению кризиса 7-ми летнего возраста.
Родителям необходимо помнить, что кризис семи лет – это временное явление и при правильном поведении взрослых, сопутствующие ему явления пройдут. Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему, быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований. А самое главное – любить ребенка. Необходимо проводить с девочкой как можно больше времени, общаться, разговаривать, объяснять ребенку непонятные ему вещи, не скрывать своих чувств.
Очень важен и стиль руководства взрослого Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения ребенка, когда ему отводится роль механического исполнителя отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего дела
Упражнения для решения проблемы переживания поражения в спорте.
Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Для этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.
Ситуативные методы влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния, которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.
Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следую ...
Причины наркомании и их социальные и психологические последствия
Наркомания является многофакторным заболеванием, включающим в себя как социальные, психологические, так и биологические причины. Действительно, у химически зависимых больных наблюдаются дефекты «центров удовольствия» в ЦНС, что в совокупности с индивидуальными характерологическими особенностями личности и особенностями социального разви ...
Понятие "Я-концепция"как центральное
образование характера
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феном ...