Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п
Страница 1

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п

Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательной школы № 1.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап - исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению;

- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, формирование выводов, подтверждение либо опровержение гипотезы.

Гипотеза исследования: у подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная.

Во время организационного этапа были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу составили 5 подростков – инвалидов по зрению 12 -18 лет, из них 3 девочки 2 мальчика. Все подростки – инвалиды по зрению не имеют отклонений в интеллектуальном развитии и обучаются по программе общеобразовательной школы. Контрольную группу составили здоровые подростки, учащиеся седьмых и девятых классов средней школы № 1. Данную выборку составили 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки.

Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбрана диагностическая методика Дембо-Рубинштейна. Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности. [16, С. 191]

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка, которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

Предлагается семь таких линий, они обозначают:

1 Здоровье;

2 Ум, способности;

3 Характер;

4 Авторитарность;

5 Терпеливость;

6 Внешность;

7 Уверенность в себе.

Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в данный момент времени.

После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов.

Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице:

Таблица 2.1 - Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика в баллах

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Самооценка

Менее 45

45-59

60-74

75-100

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

- слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

- умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

- сильное расхождение - более 22 баллов.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

Страницы: 1 2 3

Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), в выборке студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Получилис ...

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряжен ...

Этикет деловой одежды
Многим из нас не доставляет большого удовольствия старая истина, гласящая, что «встречают по одежке»; и, тем не менее, она справедлива, особенно когда речь идёт о современном деловом мире. Обратите внимание на людей, быстро продвигающихся по службе. Чаще случается так, что при наличии двух кандидатов на повышение получает должность тот, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru