Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Страница 3

Материалы » Психологическое консультирование » Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что ребенок, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает ребенка, вводит в ступор, ребенок перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию.

Ребенок, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т. е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам ребенок. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Психологическая работа с переживанием длительной неуспешности.

В практике спорта психолог сталкивается с ситуациями, которые характеризуются следующими фразами спортсменов, особенно детей: «у меня ничего не получается», «у меня это никогда не получится», «правда, я неудачник», «не буду делать, все равно не получится» и т. п. В ответ тренер и родители заверяют ребенка в обратном: «ты сможешь», «у тебя получится», «ты отлично подготовлен», «ты сильный», что не меняет реальной ситуации, неуспех и его переживание повторяются.

Здесь мы сталкиваемся не столько с ситуативным переживанием неуспеха, сколько с закрепляющимся переживанием себя как неуспешного. Основная причина – отсутствие положительной обратной связи. Причем для ребенка важной является положительная обратная связь от взрослых. В случаях, когда механизм положительной обратной связи к себе нарушен, нарушается переживание себя. Субъективно исчезают поводы для переживания себя как успешного.

Задача психолога – создать условия, в которых ребенку придется воспринимать себя как успешного, несмотря на закрепленный противоположный образ. Для этого используются три психологических момента: 1) сравнение себя с собой, а не с другими; 2) постановка промежуточных целей с минимальными шагами; 3) положительная обратная связь. Необходимо создать условия для положительной обратной связи, причем положительная обратная связь должна быть основана не на голословных заявлениях окружающих и эмоциях, а на реальных действиях самого ребенка. Эти принципы мы конкретизируем и реализуем в следующем комплексе упражнений.

Упражнение 1. В начале работы требуется объяснить ребенку, что отныне в течение некоторого времени он перестает сравнивать себя с другими, а начинает сравнивать свои успехи сегодня со своими успехами вчера, час назад, неделю назад. Затем нужно: 1) определить зону абсолютной успешности – тот уровень трудности или те действия, с которыми ребенок однозначно справляется и согласен с этим; 2) ребенок должен озвучить в беседе с родителями тот уровень, к которому он стремится; 3) тот путь, который ребенку нужно преодолеть, делится на минимальные отрезки и описывается в как можно более конкретных действиях (что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели). Чем более подробно и конкретно, тем больше вероятность отследить, в какой момент происходит «внутренняя заминка». Минимальность отрезков должна позволять как можно чаще отслеживать факт преодоления данного отрезка (выполнения соответствующего действия).

Принципиально важный момент – положительная обратная связь о каждом действии, о ходе выполнения плана самому себе, подкрепляемая положительной обратной связью от родителей. Уверенность повышается не на основе «внушений», а на основе реальных действий ребенка. Во многих случаях эффективно вначале определять только первый «минимальный отрезок», первое действие по достижении цели. В этом случае снимается давление «массивности» большой цели, страх не дойти до конца. Внимание сосредоточивается только на первом шаге, что и позволяет его сделать. Только после его выполнения определяется второй шаг и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен. У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, ...

Понятие суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверх ...

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. В технике, обеспечивающей создание благоприятного психологического климата, очень важное место отводится доверительному взаимопониманию, которое в деловом общении создается выполнением следующих поведенческих действий. 1. Сокращайте физиче ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru