Напряженность в отношениях между подростками и родителями
Страница 1

Материалы » Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности » Напряженность в отношениях между подростками и родителями

Личностные различия. Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Существенные различия между родителями — людьми средних лет и детьми подростками: с высоты своего жизненного опыта родителям кажется, что дети слишком наивны, глупы, неосторожны и, как следствие, неспособны осознать ошибки, которые совершают. Родители боятся, что дети попадут в аварию, поранятся, ввяжутся в конфликт с законом. Подросткам же, напротив, кажется, что родители чересчур осторожны и тревожатся без причины.

Родители, достигшие так называемого среднего возраста, нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи со стилем жизни своей юности. Они страдают от постоянного отставания в вопросах массовой культуры — это заставляет их чувствовать себя беспомощными, малоинформированными; они явно проигрывают по сравнению с «экспертами», которые хорошо ориентируются в процессах общественной жизни. Поэтому дети нередко начинают сомневаться в руководящих способностях родителей. Многие подростки полагают, что им следует заняться воспитанием собственных родителей, чтобы те более соответствовали современной жизни.

Кроме того, следует учесть, что родители в свои зрелые годы становятся в некоторой степени циниками, утрачивают юношеские иллюзии. Они знают, что мир не переделать, и вполне освоили реалистическую науку принимать вещи такими, каковы они есть. Подростки всегда идеалисты, поэтому они нетерпимы ко взрослым, которые уговаривают их принять «существующее положение вещей». Подростки жаждут осчастливить весь мир за одну ночь и раздражаются, когда родители не разделяют подобного энтузиазма и не спешат присоединиться к «крестовому походу».

Подростки вырастают с чувством некоторого опасения перед взрослыми, потому что ощущают их критический настрой и боятся непонимания. Молодые люди думают — и не без оснований, — что у них тоже могут возникнуть хорошие идеи, что о многих вещах они знают больше, чем их родители. К тому же, считая себя вполне самостоятельными людьми, они полагают, что также имеют право посмеиваться над предложениями и идеями старших. Те же, в свою очередь, реагируют на критику и отказ прислушаться к их советам с гневом и раздражением.

Некоторые родители, перейдя рубеж так называемого среднего возраста, с большой озабоченностью относятся к неизбежному старению и боятся, что их будут считать пожилыми людьми. Поскольку им ненавистна сама мысль о старении, они уделяют всё возрастающее внимание тому, чтобы казаться молодыми. Если такая неуверенность родителей доходит до крайности и начинает отчетливо проявляться в одежде и поведении, то тем самым они только вызывают насмешки окружающих молодых людей, а их собственные дети начинают смущаться и стыдиться своих родителей.

Наконец, представления родителей о том, какое поведение следует считать соответствующим возрасту, имеют более узкие рамки, нежели соответствующие представления детей. С годами, с ростом жизненного опыта взрослые все отчетливее ощущают давление возрастных норм и общественного мнения. Подростки более терпимо относятся к нарушению возрастных норм поведения. Отчасти это объясняется тем, что изменения в обществе происходят очень быстро. Родители и дети относятся друг к другу с предубеждением, что отнюдь не способствует пониманию того, как представителям разных поколений обустроить совместную жизнь.

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения подростков и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни.

Социальная жизнь и привычки. Социальная жизнь подростков и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

- выбор друзей и партнеров;

- как часто подросткам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

Страницы: 1 2 3 4

Способность как индивидуальная особенность личности
Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти­лем поведения и мировоззрением[9,62]. Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи­тал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-пси­хологич ...

Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психо ...

Тактика специалиста социальной работы при оказании коррекционной помощи детям
В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru