Специалист и трудовой коллективСтраница 1
В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы, как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всякая социальная группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность.
Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).
Существует немало подходов к пониманию категории и явлению «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии.
Малая группа – это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).
Малая группа – это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам.
Малые социальные группы различаются:
а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;
б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения отдельных задач;
в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;
г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие;
д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;
е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы;
ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы.
Предметом изучения социальной психологии в малых социальных группах выступают, прежде всего, такие психические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения традиции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологический климат и др.
Психика группы – это реальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретным содержанием (нравственным, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.
Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально- технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.
Коллектив – это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А.С. Макаренко, А.В. Петровский);
2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А.С. Макаренко);
4) определенный уровень развития коллективистической психологии – психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.
Коллектив является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.
Классификации конфликтов.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в ...
Вывод
Как известно, постсоветское российское общество претерпело значительные изменения: утрачены прежние идеологические ориентиры, произошло резкое расслоения населения по уровню материального благополучия, повысилась мобильность людей и в то же время ослаб социальный контроль за их поведением. Возросли опасения, тревоги, страхи.
Названые я ...
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений
слабослышащих учащихся с нарушениями интеллекта
1 занятие
Цель: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки.
Упражнение «Ласковое имя»
Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева.
Упражнение «Хочу сказать приятное»
Каждый ребенок хвалит соседа с ...