Специалист и трудовой коллектив
Страница 2

Коллективу присуще общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:

достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;

высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;

достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;

благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.

При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности. Например, люди в коллективе могут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные, нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива.

В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются разные структуры связей и отношений людей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.

Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений.

Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку.

Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией – показатель положения члена группы. Члена группы, обладающего наибольшим количеством информации, называют коммуникативным лидером.

Структура социальной власти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.

Руководство – это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности, прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.

Лидерство – это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера властная система отношений.

Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения.

Одной из важных характеристик (и форм проявления) властных отношений выступает стиль поведения и деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.

В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:

деловой стиль – решение профессиональных и других поставленных задач;

коммуникативный стиль – преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.

В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;

эгоистический стиль – преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.

Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.

Групповое коллективное мнение – это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем нравственности групповой психики. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.

Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживании людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.

Страницы: 1 2 3

Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию. Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: в ...

Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы
Ребенок клиента – дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появле ...

Экскурсионное обслуживание младших школьников турфирмами Санкт-Петербурга.
1) Турфирма «БСК – ТУР». Одним из основных направлений турфирмы “БСК-ТУР” является детский групповой познавательный отдых в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, по России, в Болгарии и Великобритании. - Оздоровительный отдых в пансионате “Дюны”, расположенном в курортной зоне Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Песчаные пл ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru