Специалист и трудовой коллектив
Страница 2

Коллективу присуще общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:

достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;

высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;

достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;

благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.

При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности. Например, люди в коллективе могут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные, нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива.

В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются разные структуры связей и отношений людей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.

Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений.

Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку.

Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией – показатель положения члена группы. Члена группы, обладающего наибольшим количеством информации, называют коммуникативным лидером.

Структура социальной власти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.

Руководство – это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности, прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.

Лидерство – это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера властная система отношений.

Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения.

Одной из важных характеристик (и форм проявления) властных отношений выступает стиль поведения и деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.

В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:

деловой стиль – решение профессиональных и других поставленных задач;

коммуникативный стиль – преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.

В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;

эгоистический стиль – преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.

Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.

Групповое коллективное мнение – это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем нравственности групповой психики. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.

Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживании людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.

Страницы: 1 2 3

Опора на эмоции
На свойства память весьма значительное влияние оказывают эмоции, и это необходимо учитывать в процессе работы по улучшению памяти. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатление ...

Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания. 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки ...

Методы исследования в психологии
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б.Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования. 1. Организационная группа: -Сравнительный метод -Лонгитюдный метод -Комплексный метод 2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода): Наблюдение и ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru