Методика определения степени благополучия семейных отношений.
Первым шагом в диагностике отношений власти-зависимости, на наш взгляд, должна быть общая методика, позволяющая определить климат в семье. Опросник адресован лицам, состоящим в браке (супруги опрашиваются порознь, но одновременно, чтобы их последующий обмен мнениями не «испортил» результаты опроса). Супругам следует выбрать те варианты готовых ответов, которые, по их мнению, соответствуют их межсупружеским отношениям. Ответы испытуемых должны быть предельно искренними.
Приведем текст опросника[3]:
1. Есть ли у вас любимые выражения, которые значат для вас одно и то же, и вы с удовольствием используете их? Ответы: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. Если ваш ответ «да», укажите эти выражения: _
2. Можно ли сказать, что ваша жена (муж) чувствует, что вы обижены или раздражены чем-то, но не хотите это показать? Ответы: да, это так; вероятно, так; вряд ли так; нет, не так. Чем обычно вызвано у вас чувство обиды? _
3. Когда у вас неприятности, плохое настроение, становится ли вам легче от общения с женой (мужем)? Ответы: да, практически всегда; достаточно часто; довольно редко; нет, почти никогда. Чем чаще всего объясняются ваши неприятности или плохое настроение (проблемы в семье, на работе и др.)? _
4. Можно ли сказать, что вам легко общаться с женой (мужем)? Ответы: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет.
5. Перечислите 5 названий романов русских и зарубежных писателей, которые нравятся вам: _, вашему мужу (жене):
_
По данной методике были опрошены 3 семейные пары: Екатерина-Анатолий (А), Ирина-Леонид (Б), Юлия –Денис (В). Были получены следующие результаты.
А: супруги не имеют общих выражений, но это объясняется, вероятно, не недостаточно близкими отношениями, а различными профессиями и увлечениями (муж – экономист, увлеченный музыкой, человек гуманитарного склада, а жена обнаруживает явные склонности к технике: она инженер, фотограф-любитель). Более серьезной проблемой является непонимание, которое часто становится причиной обид друг на друга. Тем не менее, основным проблемы этой семьи касаются не отношений, а скорее финансовой стороны жизни. Несмотря на частичное непонимание, супругам легко общаться друг с другом, у них похожие литературные пристрастия. Здесь можно сделать вывод, что семья довольно стабильна, конфликтность скорее всего незначительна, отношения между супругами скорее всего равноправные, следует указать, что оба супруга работают; более точно наличие отношений власти-зависимости будет выявлено ниже.
Б: общих выражений у супругов нет, хотя Ирина обвела ответ «скорее да, чем нет», но примеров не привела. На 2 вопрос супруги без колебаний ответили: «непонимание». Ирина отметила, что неприятности или плохое настроение чаще всего объясняется у нее проблемами в семье (Ирина – неработающая домохозяйка), но и спасения от неприятностей она также находит в общении с мужем, которое протекает без затруднений. Видимо, острые углы в этом браке сгладились благодаря большому семейному «стажу».
В: в этой семье уже наметились негативные линии: у Юлии чувство обиды очень часто вызвано невниманием и безразличием Дениса, ей не становится легче от общения с ним, хотя она давно и хорошо его знает, безошибочно определила его литературные вкусы. Поскольку семья эта совсем молодая, ей всего 2 года, здесь возможна успешная психологическая помощь. Главное – выявить причины такого отношения Дениса к Юлии: недостаточное знание жены и ее желаний и потребностей, неправильное поведение, неопытность и т.д. Далее мы еще вернемся к этой семье.
Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки ...
Сотрудничество педагога и учащегося: особенности
проявления в преподавании различных дисциплин
Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Так, социально-гуманитарные предметы, например литература, история, философия, культурология, предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: в ...
Понятие "деловое общение "
Деловое общение имеет исторический характер, на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этик ...