Напряженность в отношениях между подростками и родителями
Страница 2

Материалы » Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности » Напряженность в отношениях между подростками и родителями

- чем подросток занимается;

- время отхода ко сну;

- с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать

- участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи.

Ответственность. Наиболее остро родители критикуют подростков, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:

- выполнение хозяйственных работ по дому;

- заработок и расходование денег;

- бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;

- использование семейного автомобиля;

- использование телефона;

- работа вне дома;

- использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.

Школа. Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:

- успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);

- школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.

Нередко давление на подростков в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями.

Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возрастают при: инфантильном поведении подростков;

- общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах подростков с братьями и сестрами;

- сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.

Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли подросток на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости.

Нравственные ценности и мораль. Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:

- курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;

- языковые обороты, употребляемые подростком;

- лживость;

- сексуальная жизнь подростка;

-несоблюдение подростком законов, его неумение избегать неприятностей;

- посещение подростком церкви или воскресной школы.

Как видно, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения подростка. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь.

Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст подростка. Начиная с двенадцати лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в шестнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностью подростков, обычно обостряются по мере их взросления.

Другим фактором, оказывающим заметное влияние на характер конфликта, является пол подростка. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы. Существенное влияние оказывает также и пол родителя. Как правило, подростки чаще сообщают о трудностях в отношениях с отцом, нежели с матерью; они чувствуют большую близость к матери, которая вообще пользуется преимущественным влиянием на детей.

Очень важна и общая атмосфера в семье. Конфликты чаще разыгрываются в семьях авторитарного типа, нежели в семьях демократических. В авторитарных семьях причиной конфликта чаще становится вопрос расходования денег, общественной жизни, занятий вне дома, выполнения хозяйственных работ. На семейную атмосферу существенно влияет также и характер взаимоотношений между родителями: конфликты между ними крайне неблагоприятно воздействуют на подростков.

Страницы: 1 2 3 4

Введение. Социология и коллективная психология
От соединения личностей в результате никогда не получается суммы, равной числу их единиц. Э. Ферри I. "Дайте каменщику, — пишет Спенсер, — хорошо обожженные, твердые, имеющие острые края кирпичи, и он будет в состоянии выстроить без известки очень прочную и довольно высокую стену. Наоборот, если кирпичи из плохой глины, плохо об ...

Практическая часть
В исследовании приняло участие 48 учащихся (32 девушки и 16 юношей) 10-ых классов школы 98. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос. Из всех ...

3 этап.
После проведения методики "социометрия" были заполнены социоматрицы по двум критериям (см. приложение 4-5). 1. Определение социометрического статуса (определение деловой и эмоциональной авторитетности) по следующей формуле (1 критерий): N N ∑Ri+ + ∑Ri- i =1 i =1 Сi = (N-1) , где: ∑Ri+ - сумма пол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru