Третий этап: рекомендации и упражнения,
направленные на решение проблемыСтраница 5
Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть представление максимума возможных картинок, что будет, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Родители или психолог помогает проделывать данное упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.
Пример: «Я опасаюсь ошибки», «Что будет, если ты ошибешься?», «Будет неприятно», «Что именно неприятно?», «Уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)», «Что будет, если (уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)?»
Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.
Результаты: а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива; б) будет план на худший случай; в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна; работа с заместителем основной причины менее эффективна.
Упражнение 2. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Родители или психолог дает задание бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при прохождении дистанции или выполнении какой-либо деятельности в течение 5 минут обязательно нужно бояться (спортсмен разрешает себе и пытается спровоцировать в своем состоянии те явления, от которых обычно пытается избавиться), затем 5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д.
Результаты: а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной; б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно не на соревнованиях и задолго до старта.
Упражнение 3. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью.)
Пример: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх?» «О том, что ты неудачник» – ответ неверный», «О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (конструктивные варианты). «О том, что что-нибудь случиться» ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае». Условие таких внутренних диалогов – отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.
Готовность к соревнованию в спорте.
Состояние готовности к соревнованию описывается различными психологами как «боевая готовность» или «спокойная боевая уверенность». Состояние готовности позволяет ребенку максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности (физические, технические, тактические, психические). Достижение результата деятельности обеспечивают 3 функциональные системы: 1) функциональная система, отвечающая за тонус организма; 2) функциональная система, отвечающая за анализ и переработку информации; 3) функциональная система, отвечающая за координацию движений по амплитуде и времени.
Состоянию готовности соответствует определенный комплекс эмоций, чувств, переживаний, индивидуальный для каждого ребенка, занимающегося спортом. Можно говорить об индивидуальном эмоциональном профиле состояния готовности, который иногда включает в себя трудно сочетаемые характеристики.
Например, для одного ребенка такой профиль может быть следующим: «злость, напряжение, расчетливость, уверенность», а для другого – «интерес, воодушевление, отстраненность, спонтанность». Несмотря на индивидуальность, эмоциональный профиль состояния готовности имеет сходства у спортсменов одного и того же вида спорта, а значит, обусловлен не только индивидуальностью ребенка, но и особенностями деятельности конкретного вида спорта.
Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эт ...
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7
лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкол ...
Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей,
посещающих и не посещающих детский сад
1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому.
Рассмотрим анализ анкетирования родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому». Были получены следующие результаты: дети первой группы не испытывают серьезные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим вз ...