Третий этап: рекомендации и упражнения,
направленные на решение проблемыСтраница 5
Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть представление максимума возможных картинок, что будет, если опасения оправдаются, нужно проделать заранее, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования. Родители или психолог помогает проделывать данное упражнение с помощью конкретизирующих вопросов.
Пример: «Я опасаюсь ошибки», «Что будет, если ты ошибешься?», «Будет неприятно», «Что именно неприятно?», «Уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)», «Что будет, если (уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)?»
Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.
Результаты: а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива; б) будет план на худший случай; в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна; работа с заместителем основной причины менее эффективна.
Упражнение 2. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Родители или психолог дает задание бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при прохождении дистанции или выполнении какой-либо деятельности в течение 5 минут обязательно нужно бояться (спортсмен разрешает себе и пытается спровоцировать в своем состоянии те явления, от которых обычно пытается избавиться), затем 5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д.
Результаты: а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной; б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно не на соревнованиях и задолго до старта.
Упражнение 3. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью.)
Пример: «Интересно, как я пройду эту дистанцию в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх?» «О том, что ты неудачник» – ответ неверный», «О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (конструктивные варианты). «О том, что что-нибудь случиться» ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае». Условие таких внутренних диалогов – отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.
Готовность к соревнованию в спорте.
Состояние готовности к соревнованию описывается различными психологами как «боевая готовность» или «спокойная боевая уверенность». Состояние готовности позволяет ребенку максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности (физические, технические, тактические, психические). Достижение результата деятельности обеспечивают 3 функциональные системы: 1) функциональная система, отвечающая за тонус организма; 2) функциональная система, отвечающая за анализ и переработку информации; 3) функциональная система, отвечающая за координацию движений по амплитуде и времени.
Состоянию готовности соответствует определенный комплекс эмоций, чувств, переживаний, индивидуальный для каждого ребенка, занимающегося спортом. Можно говорить об индивидуальном эмоциональном профиле состояния готовности, который иногда включает в себя трудно сочетаемые характеристики.
Например, для одного ребенка такой профиль может быть следующим: «злость, напряжение, расчетливость, уверенность», а для другого – «интерес, воодушевление, отстраненность, спонтанность». Несмотря на индивидуальность, эмоциональный профиль состояния готовности имеет сходства у спортсменов одного и того же вида спорта, а значит, обусловлен не только индивидуальностью ребенка, но и особенностями деятельности конкретного вида спорта.
Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее. Подарки приятно дарить на дни рождения, при повышении по службе и на трад ...
Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха
способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собс ...
Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности
труда.
Для регулирования социально-психологических процессов, протекающих в летном экипаже, так важно исследование совместимости и сработанности. Совместимость и сработанность можно рассматривать, как результат согласованности, гармонии личностных и субъективных характеристик летчиков по совместной деятельности и общению [20]. Совместимость, к ...