Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности труда.
Страница 1

Материалы » Влияние социально-психологических факторов на выполнение функциональных обязанностей летчика » Психологическая совместимость и сработанность как фактор эффективности труда.

Для регулирования социально-психологических процессов, протекающих в летном экипаже, так важно исследование совместимости и сработанности. Совместимость и сработанность можно рассматривать, как результат согласованности, гармонии личностных и субъективных характеристик летчиков по совместной деятельности и общению [20]. Совместимость, как результат – это удовлетворенность друг другом (мыслями, чувствами, поведением). Результат сработанности – эффективность совместной профессиональной деятельности. Процесс срабатываемости – это согласование темпо-ритмической организации летчиков, индивидуального стиля деятельности, их навыков работы, умений в тех или иных операциях, знаний своих профессиональных обязанностей. В процессе срабатываемости одним приходится ускорять или замедлять темп своей деятельности, другие же легко подстраиваются друг к другу, их их темпо-ритмическая организация деятельности сходна, и им не приходится затрачивать усилия на организацию совместной деятельности. Различия в уровне трудовых навыков также заставляют летчиков тормозить удобный им темп работы, что сказывается на удовлетворительности трудом. При сработанности важна согласованность индивидуальных стилей деятельности. Одни заранее организуют свою деятельность, планируют ее, другие склонны работать более стихийно. У одних медленно происходит включение в работу, велик период "раскачки", у других он не значителен. Подобные различия и сказываются на срабатываемости военных летчиков. Психологическим критерием сработанности является величина затрат усилий на "притирку". Эта величина выражается затем в активности, самочувствии, настроении летчиков.

Высокий профессиональный уровень, мастерство каждого участника совместной деятельности не определяют автоматически высокие достижения в совместной деятельности. Для эффекта сработанности требуется согласованность индивидуальных и совместных действий. Для этой согласованности работающие должны понимать друг друга с полуслова, чувствовать "локоть партнера", своевременно содействовать друг другу. Естественно, что при достаточно длительной работе летчики достигают такой "притирки", согласованности. Однако, у одних согласованность наступает довольно быстро, у других – более медленно. Вопрос становится особенно острым, если летчикам приходится работать в сложных, экстремальных условиях, когда времени на согласование недостаточно.

В условиях быта, досуга, отдыха обнаруживаются симпатии – антипатии, которые не имеют видимых оснований и трудно объяснимы. В действительности же они основаны на согласии в оценках, мнениях по поводу тех или иных фактов, событий.

Согласие в оценках чаще всего пробуждает межличностную симпатию. Это согласие важно также при оценках собственных профессиональных качеств и потенций. Большее удовлетворение достигается тогда, когда самооценка и оценка других совпадают и при этом не затрагиваются слабые стороны партнеров. При более тесном общении в быту (например, в семейных отношениях) или на работе в регуляцию отношений включаются физиологические, психологические, социально- психологические параметры взаимодействующих людей.

Основным критерием сработанности является результат, продуктивность совместной деятельности. При этом дополнительным критерием может служить величина энерготрат участников совместной деятельности. Очевидно, что любая индивидуальная и совместная деятельность требует затрат энергии. Однако при совместной деятельности "уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальное повышение работоспособности отдельных лиц".

В отличие от сработанности для совместимости более важным является не профессиональная, деятельностная согласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой, установившимися отношениями. Основным критерием совместимости является удовлетворенность летчиков друг другом (мыслями, чувствами, поведением). Индивидуальная работа также вызывает удовлетворение, но источником его является процесс или результат труда. В совместной работе источником удовлетворения является не только сама деятельность, но и взаимодействие между участниками. При взаимодействии летчика с членами экипажа имеют значение не только профессиональные, субъективные качества (навыки, умения, знания), но и свойства личности 9характер, темперамент, интеллект, мотивация), то эффективность совместной деятельности – результат не только сработанности, но и совместимости.

Страницы: 1 2

Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успе ...

Принципы психологии
Принцип детерминизма (от лат. determino — определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных факторов, обуславливающих его возникновение. Принцип детерминизма п ...

Тактика спец-та с.р. при оказании коррекционной помощи подросткам
В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно. В условиях средней школы бы ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru