Лингвистическая картина психического облика человека.
Страница 1

Материалы » Предмет психологии » Лингвистическая картина психического облика человека.

В языковой картине человек предстает как существо, противопоставляемое животным, и прежде всего качественно отличное от них по таким признакам (психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). При этом в семантическом окружении слова "душа" чаще употребляются слова: бесплотная. нематериальная. внутренняя, а в семантическом поле слово "тело" - слова, указывающие на его выделенность в пространстве: длина, ширина, пространство, поверхность, предел, часть. Согласно одному из современных авторов (Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995, №1. С. 37-67). в русской языковой картине мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в троякого рода действиях (актах): физических (когда наблюдаются внешние, пространственные, перемещения органов тела), умственных (совершаемых в ментальном пространстве) и-речевых.

Наряду с формами активности, инициатором которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, - реакции. Этому разграничению соответствует оппозиция "акции - реакции", "импульсы (импульсивность) - стимулы (реактивность)". При этом характер реакций не предопределен всецело внешним стимулом. а опосредствован состоянием, в котором находится человек (в частности, разграничиваются условные и безусловные рефлексы). Все формы активности человека так или иначе локализуются в определенных органах тела (морфологически различимых структурах организма). Они же воспринимают внешние воздействия, приходят или находятся в определенном состоянии, формируют необходимую реакцию. Разграничение стимулов (от лат. stimulus - стрекало, погонялка) и импульсов (внутреннее побуждение, толчок к чему-либо) усиливается употреблением словосочетания "внутренние стимулы", в качестве которых выступают желания, намерения, стремления. Они вырабатываются и реализуются с помощью особого механизма - воли. Воля в языковой картине психического облика человека ассоциируется с твердостью, натиском, агрессией (сильная, железная, непреклонная, непоколебимая, всесокрушающая).

Помимо силы воля характеризуется направленностью. Воля может быть доброй или злой. Это качество она приобретает в зависимости от намерения, цели. Механизмом, душевным органом, который способен уравновешивать безудержность воли или, наоборот, укреплять ее, является совесть. Совесть в языковой картине представляется субстантивированно, как некий внутренний судья, всегда ориентированный на добро (отвечать перед своей совестью, прислушиваться к голосу, велениям совести). Как всякий судья, совесть может наказывать (если человек поступает против совести, она его мучит, не дает покоя, гложет). Совесть - начало неистребимое: если человеку и удается заглушить в себе ее голос, то через некоторое время она вновь может проснуться (пробудиться) и заговорить. Свойством совести является ее беспристрастность: всем без исключения в одинаковых ситуациях совесть диктует одинаковые решения, во всяком случае совестливый поступок умиротворяет, очищает, перед его лицом пробуждается нравственное начало.

Анализируя лексические оппозиции (например, хвалить - льстить, обещать - сулить, смотреть - подсматривать, слушать - подслушивать, смеяться над кем-либо - глумиться, свидетель - соглядатай, любознательность - любопытство, распоряжаться - помыкать, предупредительный - подобострастный, гордиться - кичиться, критиковать - чернить, добиваться - домогаться, жаловаться - ябедничать), можно выделить и основополагающие этические установки, закрепленные в языковой практике человека. В частности, нехорошо: преследовать узкокорыстные цели (домогаться, льстить, сулить), вторгаться в частную жизнь людей (подсматривать, подслушивать, соглядатай, любопытство), унижать достоинство других людей (помыкать, глумиться), забывать о своих чести и достоинстве (пресмыкаться, подобострастие), преувеличивать свои достоинства и чужие недостатки (хвалиться, рисоваться, кичиться, чернить), рассказывать третьим лицам о том, что нам не нравится в поведении и поступках наших ближних (ябедничать).

При более детальном рассмотрении выделяются 8 систем – ингредиентов психического облика человека. Они соответствуют определенным семантическим полям, элементы которых в ряде случаев могут быть общими. При этом фундаментальной дихотомией является дихотомия "тело - душа". Эти системы следующие:

-сенсорно-перцептивная система: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

-система физиологических состояний: голод, жажда, половое влечение,

-большая/малая нужда, боль .

-система физиологических реакций: бледнеть, краснеть, бросать в дрожь (в холод, в жар), чувствовать сердцебиение (головокружение, тошноту, слабость), изображать гримасу ужаса (отвращения, злобы) .

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru