Социальные и психологические причины психогенных расстройств
Страница 2

Материалы » Основы психосоциальной работы » Социальные и психологические причины психогенных расстройств

Наибольшее распространение получил принцип группировки, в основу которого положен принцип остроты и интенсивности психогенной травмы (СухареваГ.Е., 1959). Первая группа - это острые аффективно-шоковые (и субшоковые) реакции. Вторая - подострые психогенные реакции. В этой группе психическая травма осознается, переживается и интеллектуально перерабатывается. Реактивные состояния этой группы обозначены как "истинные", "ядерные". В третьей группе психогенные расстройства возникают под влиянием "хронического" или повторяющегося травматизирования и сопряжены с последующим неправильным формированием личности ребенка.

Предположение о наличии группы так называемых социально-стрессовых расстройств (ССР) было высказано в 1991 г. на основе анализа состояния психического здоровья населения России и республик бывшего СССР во время начавшейся в конце 80-х годов перестройки общества. ССР развивают под влиянием психогенно-актуальной для большого числа людей социально-экономической и политической ситуации

Критерии диагностики ССР. Условия (причины) и особенности субъективных переживаний

­ коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;

­ смена системы культурных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; изменение социальных связей и жизненных планов;

­ нестабильность и неопределенность жизненного положения.

Особенности поведения

­ заострение личностно-типологических черт характера;

­ развитие гиперстеники (вплоть до саморазрушающей нецелесообразности), гипостении, панических реакций, депрессивных, истерических и других нарушений;

­ утрата "пластичности общения" и способности приспосабливаться к происходящему с сохранением перспектив в целенаправленных действиях;

­ появление цинизма, склонность к антисоциальным действиям.

Основные причины возникновения и развития ССР

­ Макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения.

­ Социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растянутый во времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений.

­ Ухудшение соматического здоровья.

­ Усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под влиянием "биогенного" воздействия экологических вредностей.

Основные клинические проявления ССР

­ вегетативные дисфункции;

­ нарушения ночного сна;

­ астенические расстройства;

­ истерические расстройства;

­ панические расстройства;

­ другие невротические и психопатические нарушения.

Все психические расстройства при ССР не являются специфическими, они обусловлены общими механизмами развития состояния психической дезадаптации.

Основные варианты ССР

1.Непатологические (психофизиологические), преболезненные реакции. Основные проявления:

­ эмоциональная напряженность;

­ декомпенсация личностных акцентуаций;

­ вегетативные дисфункции;

­ гипостения;

­ гиперстения;

­ инсомния.

Указанные проявления носят преходящий характер, непосредственно связаны с реакцией на социальнострессовые обстоятельства. Психогенные адаптативные реакции.

2. Невротические расстройства с преобладанием:

­ неврастении;

­ депрессии;

­ истерии;

­ других расстройств.

"Клиническое выражение" реакции возникает под влиянием индивидуально значимого конкретного обстоятельства, но "готовность" к ней определяется для человека социально изменившимся "фоном".

3. Невротические состояния (неврозы) с преобладанием:

Страницы: 1 2 3

Психокоррекционная работа по снижению конфликтного поведения подростков
Проблема преодоления подростковой конфликтности в настоящее время имеет еще очень большое поле для изучения. Современная жизнь в силу экономической нестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью. Ряд социально-психологических исследовани ...

Взаимное восприятие и понимание военнослужащими друг друга. Характеристика сущности и содержания процессов взаимного восприятия и понимания военнослужащих
Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и та ...

Теоретическая часть. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникал ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru