Адаптация человека. Общее представление о функциональном состоянии человека
Страница 1

Материалы » Психофизиологическая адаптация человека » Адаптация человека. Общее представление о функциональном состоянии человека

Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний.

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния.

Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит о том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типичные черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.

Опираясь на данное определение, Н.Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению [изложено по3], основными классами состояний являются:

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает их определять как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение – примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4. Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Диагностика личности ребенка
Для проведения диагностики личности ребенка нами был выбран психологический тест «Несуществующее животное». Метод исследования личности с помощью теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Чтобы зафиксировать состояния психики используется исследование моторики. Если движение, по какой-то причине не осущес ...

Третья стадия развития конфликта.
Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения: q актив ...

Волевые процессы
Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли. Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулиро ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru