Адаптация человека. Общее представление о функциональном состоянии человека
Страница 3

Материалы » Психофизиологическая адаптация человека » Адаптация человека. Общее представление о функциональном состоянии человека

По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояний. Именно переживание чего-то (апатии, страха) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать в самой личности.

Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая – в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как и физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Таким образом, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний. Следовательно, состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логично не о психических, или психофизиологических, состояниях, а о функциональных состояниях.

Под уровнем функционирования сложной физиологической системы, обладающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправления, понимают относительно стабильную величину специфической реакции, обусловленную природой раздражителя и свойствами системы. П.К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является результат ее функционирования – ее системообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Достижение того или иного уровня функционирования осуществляется благодаря деятельности механизмов регуляции.

С позиции кибернетической науки живой организм рассматривается как многоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Причем существует несколько точек зрения на структуру биосистемы. По нашему мнению, наиболее перспективным является предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Эмоциональный стресс
Понятие эмоционального стресса. Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и ра ...

Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения 1. Педагог-психолог относится к категории специалистов. 2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по ...

Динамика развития алкоголизма
Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. В течение двух десятилетий один равод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод – на 3 брака. При этом пьянство явилось причиной каждого седьмого развода. Но еще важнее, видимо, пьянство как косвенн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru