Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн
Страница 8

Материалы » Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта » Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн

В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:

Таблица 3.

Статусная структура классов

экспериментальная

контрольная

группа

группа

предпочитаемые

3

6

принятые

2

1

взаимно

принятые

0

0

без взаимности

изолированные

0

0

отвергаемые

0

0

Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 6 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.

Мы построили следующую социограмму.

Экспериментальная группа:

Частота выборов-1.6 (в среднем по группе)

Контрольная группа:

Частота выборов-2.7 (в среднем по группе)

Соответствующим образом распределилась и социовалентность учащихся. Это важный показатель активности взаимоотношений, свидетельствующий о степени и характере включенности школьника в систему межличностных процессов в классе.

Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (гист.1).

Гистограмма 1

Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.

Взаимность контактов-важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений.

Так, в исследованных нами классах взаимность распределилась следующим образом (гист.2).

Гистограмма 2

Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений подростков с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.

С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего.

Был проведен анализ полученных данных слабослышащих подростков обеих групп (табл.4).

Таблица 4.

Критерии выбора одноклассниками друга.

критерии выбора

оценочные суждения

количество высказываний

экспер-я гр.

контр-я гр.

привлекательный

аккуратный

3

1

внешний вид

красивый

3

5

сильный

2

3

здоровый

3

4

чистый

1

4

%

48.0

48.5

ситуативная

хорошо играет(танцует)

3

3

деятельность

вместе ходим в кружок

0

3

на уроках сидим вместе

2

5

%

33.4

52.4

взаимная

он мне нравится

1

5

симпатия

часто бываем вместе

1

4

считает меня своим другом

4

2

он хороший

4

5

%

50.0

57.2

успешная

хорошо учится

3

7

учебная

сообразительный

1

0

деятельность

хорошо говорит словами

3

4

хорошо говорит жестами

4

7

%

55.0

64.3

нравственные

добрый, отзывчивый

2

6

качества

всегда готов помочь

1

2

честный

2

6

общительный

2

5

скромный

1

0

серьезный

2

6

вежливый

1

0

я ему доверяю

1

6

умеет хранить секреты

1

4

%

38.9

55.6

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Опора на эмоции
На свойства память весьма значительное влияние оказывают эмоции, и это необходимо учитывать в процессе работы по улучшению памяти. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поскольку впечатление ...

Карьера как объект психологического исследования. Понятие карьеры
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь чел ...

Экспериментальная часть
Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью и ранее обозначенными задачами. Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания. Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания. База исследования: Испытуемыми стал педагогический коллектив, состо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru