Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн
Страница 8

Материалы » Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта » Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн

В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:

Таблица 3.

Статусная структура классов

экспериментальная

контрольная

группа

группа

предпочитаемые

3

6

принятые

2

1

взаимно

принятые

0

0

без взаимности

изолированные

0

0

отвергаемые

0

0

Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 6 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.

Мы построили следующую социограмму.

Экспериментальная группа:

Частота выборов-1.6 (в среднем по группе)

Контрольная группа:

Частота выборов-2.7 (в среднем по группе)

Соответствующим образом распределилась и социовалентность учащихся. Это важный показатель активности взаимоотношений, свидетельствующий о степени и характере включенности школьника в систему межличностных процессов в классе.

Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (гист.1).

Гистограмма 1

Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.

Взаимность контактов-важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений.

Так, в исследованных нами классах взаимность распределилась следующим образом (гист.2).

Гистограмма 2

Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений подростков с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.

С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего.

Был проведен анализ полученных данных слабослышащих подростков обеих групп (табл.4).

Таблица 4.

Критерии выбора одноклассниками друга.

критерии выбора

оценочные суждения

количество высказываний

экспер-я гр.

контр-я гр.

привлекательный

аккуратный

3

1

внешний вид

красивый

3

5

сильный

2

3

здоровый

3

4

чистый

1

4

%

48.0

48.5

ситуативная

хорошо играет(танцует)

3

3

деятельность

вместе ходим в кружок

0

3

на уроках сидим вместе

2

5

%

33.4

52.4

взаимная

он мне нравится

1

5

симпатия

часто бываем вместе

1

4

считает меня своим другом

4

2

он хороший

4

5

%

50.0

57.2

успешная

хорошо учится

3

7

учебная

сообразительный

1

0

деятельность

хорошо говорит словами

3

4

хорошо говорит жестами

4

7

%

55.0

64.3

нравственные

добрый, отзывчивый

2

6

качества

всегда готов помочь

1

2

честный

2

6

общительный

2

5

скромный

1

0

серьезный

2

6

вежливый

1

0

я ему доверяю

1

6

умеет хранить секреты

1

4

%

38.9

55.6

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Эксперименты по исследованию особенностей мышления у больных шизофренией
Исходное положение о том, что познавательная деятельность больных шизофренией недостаточно опосредована факторами социального опыта, определило методическую основу исследования особенностей их мышления. Основная часть экспериментов. Испытуемым предлагалось для решения два вида мыслительных задач, различавшихся по роли социального опос ...

Типология конфликтов
Основными источниками конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоян ...

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряжен ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru