Результаты исследования и их интерпретация.Страница 4
Данные исследования показали наличие более высоких результатов у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гибкость (0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность (0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри каждой группы.
Сравнивая данные по тесту личностных характеристик, можно отметить следующее:
· у детей обучающиеся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за исключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).
· По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.
Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных видов погрешностей можно предположить, что различия не столь существенны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценивают свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы.
По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.
Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.
На последнем этапе мы проанализировали возрастные изменения познавательных процессов личности. В данном случае мы берем два показателя: это воображение и внимание. Нам необходимо было выяснить, влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали два показателя познавательных процесса внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе деятельности учебной.
Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5».
На следующем этапе мы сравнивали показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей.
Результаты исследования показали, что у учащихся «ДШИ» с возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5» с возрастом показатели стали незначительно ниже.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере, в данном случае мы рассмотрели внимание и воображение школьников.
Натуральный и социальный ряды развития человека и их соотношение с физиологической,
социальной и психической адаптацией
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие натурального и социального рядов развития. Натуральный ряд представляют процессы физического созревания, социальный — процессы социализации.
Процессы натурального ряда протекают крайне неравномерно и неодновременно, и эта гетерохронность обнаруживае ...
Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако и ...
Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на
познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.
Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа.
Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и к ...

